Что и как Россия может сделать для урегулирования Карабахского конфликта? Почему Турция так всячески поддерживает Азербайджан? Как остановить войну? Почему это сделать крайне трудно, но очень надо? Обо всем этом и многом другом рассказал доктор исторических наук, доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве СПбГУ Ниязи Ниязов.
Читайте начало интервью:
Война в Нагорном Карабахе ведётся по-современному
Война в Нагорном Карабахе — время вернуться к плану Лаврова?
— Ниязи Сабирович, ведь не только армяне, но и азербайджанцы тоже всегда настаивали на своем, говорили, что Карабах — территория Азербайджана, это — однозначно и обсуждению не подлежит. Предполагалась только возможность какой-то автономии.
— Вопрос о независимости не стоял с самого начала. Документы теперь уже более-менее обнародованы. Даже план Лаврова не предполагал вопроса о независимости Нагорного Карабаха. И Карабах — это не только Нагорный Карабах, который в советское время был автономной областью.
Весь Карабах — это огромная территория. Он включает в себя, в том числе семь полностью или частично оккупированных районов и часть районов, которые армянами не были захвачены.
Уже давно идут и продолжаются сейчас разговоры о том, что Карабах — спорная территория, хотя меняются понятия Карабаха и Нагорного Карабаха.
Даже когда был в самом худшем экономическом и политическом положении в 1994 году, подписывая Соглашение о прекращении огня при посредничестве России, Азербайджан не говорил, что признает независимость Нагорного Карабаха как самостоятельной республики.
Вообще самоопределение наций вплоть до полного отделения, создания своего государства — это тупиковый путь для многих многонациональных государств. Это — большая угроза целостности для государств, в том числе — для Российской Федерации.
Мы знаем, что эти идеи кое-кем проповедуются, но никаким государством не продвигаются в отношении собственных стран. Поэтому в этом плане позиция Азербайджана была более понятна многим акторам международных отношений, хотя я не могу сказать, что все ее поддерживают.
В ряде тех стран, кто поддерживал такую позицию, конечно, была Турция. Надо понимать, что общие идеи межгосударственных отношений между Турцией и Азербайджаном выстроены на основе экономических отношений, языковой и политической идентичности, отчасти — религиозной идентичности.
Отчасти, потому что все-таки азербайджанцы — это мусульмане-шииты, а турецкое население — в основном мусульмане-сунниты. В этом плане турецкое мусульманское население более близко к населению Северного Кавказа в России.
Азербайджан же более близок в этом плане к Ирану, нежели к Турции. Но позиция Турции была однозначная. Тем более, что экономические проекты, реализация которых началась в том же самом 1994 году, напрямую затрагивают энергетические интересы Турции.
Турция очень жестко отстаивает свои позиции в энергетической безопасности. Отсюда — и активное участие Турции в боевых действиях на территории Сирии и Ливии. Не просто так Эрдогану что-то в голову стукнуло, и он решил ввести туда войска. Нет, они намерены отстаивать свои экономические, в первую очередь энергетические, интересы.
— Наверное, все-таки Баку надо было сделать так, чтобы армянские беженцы, многие из которых сейчас живут как раз в Нагорном Карабахе, захотели вернуться. Так же Киев сейчас угрозами и обстрелами стремиться вернуть восставшие донбасские области. Но разве люди захотят вернуться к тем, кто их обстреливает и собирается стереть с лица земли?
Азербайджан неоднократно заявлял о намерении продолжать войну до победного конца. Бывший пресс-секретарь Минобороны Азербайджана говорил, что скоро Армения перестанет существовать как государство. Подобные высказывания, конечно, не способствуют реинтеграции этих территорий в состав Азербайджана. Нужно не только на Россию кивать, а себя поспокойнее вести. Как вы считаете?
— С точки зрения международного права Азербайджан не захватил ни сантиметра армянской территории. Что как-то пресс-секретарь сказал, это — его дело. После апрельских боев 2016 года пресс-секретарь Минобороны Армении и высокопоставленный армянский генерал заявляли, что они скоро будут пить чай в Баку, захватим Нахичевань и победоносно дойдем дальше.
Надо понимать, что у каждой страны есть свои интересы. Для России есть два варианта развития событий в этой ситуации:
- попытаться примирить две страны, тем самым сохранить свое политическое влияние на Южном Кавказе,
- или попытаться подыгрывать только одной стране, неважно какой, и тогда в конечном итоге регион потерять.
В Армении позиция русского языка сегодня, как и на Украине, оказалась фактически уничтоженной, не осталось ни одной школы на русском языке. В Азербайджане есть много русских школ, образованию получают азербайджанцы на русском языке по всем предметам. Вузы работают на русском языке. Есть так называемый русский сектор.
Я не призываю Россию встать исключительно на сторону Азербайджана или Армении. Просто надо стремиться подавать информацию по возможности объективно.
После того, как была проведена этническая чистка азербайджанцев в этом регионе, в том числе в оккупированных районах и на территории Армении, выгнано все население, Азербайджан имеет на своей территории порядка миллиона беженцев.
В отличие от беженцев из других стран они не поехали в Россию, Турцию или Европу. Они осели, первую очередь в Азербайджане. Это стало тогда серьезным экономическим бременем для Азербайджана, он с этим справился. Но эти люди все равно хотят вернуться к своим домам, к могилам своих предков.
В настоящее время уже физически уходит поколение, у которого есть опыт советского межнационального сосуществования. Люди дружили, семьи были взаимные и все прочее. Они не воспринимали друг друга исключительно как враги.
Сейчас азербайджанская и армянская молодёжь воспринимает друг друга, пусть и не вся, но в большинстве, как врага. Это — одна из главных проблем, которые создал этот конфликт. И если не найти решения сейчас, дальше это будет сделать сложнее.
Беседовала Любовь Степушова
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.