Когда Азербайджан начнёт новую войну за Карабах?

Азербайджан готов отвоевать Карабах. Почему медлит?

Минобороны Азербайджана сообщило, что армия готова освободить оккупированные территории Нагорного Карабаха. Об этом же постоянно говорит президент Ильхам Алиев. Когда и при каких условиях это будет? Как в Азербайджане относятся к роли Москвы в урегулировании конфликта?

Азербайджан позиционирует себя как достаточно сильное экономически и политически развитое государство, которое готово заботиться о своих гражданах. Казалось бы, Баку имеет все возможности форсировано решить проблему. Почему не решает? Обо всем этом и многом другом в прямом эфире видеостудии Pravda. Ru рассказал азербайджанский политолог Тофик Аббасов.

Читайте начало интервью: Армения: по Карабаху — точка. Азербайджан: Карабах — наш!

— Тофик, как вы говорите, Нагорный Карабах был и будет вашим, Армения отказывается даже обсуждать эти вопросы, а военный потенциал Азербайджана почти в пять раз превышает армянский. Почему до сих пор ваше руководство не воспользовалось опцией вооруженного разрешения этого конфликта? В 2016, когда было обострение конфликта, азербайджанская армия развила наступление. Что помешало ей дойти до конца?

— Помешало вмешательство России. Был звонок министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу азербайджанскому коллеге Закиру Гасанову, который просто настоятельно потребовал остановить наступательные действия. Это было в апреле 2016 года. В наших справочниках, в нашей хронологии это наступление сейчас именуется как Четырехдневная война. В результате этого наступления Азербайджан освободил более двух тысяч квадратных километров своих территорий.

— Что будет, если вы решите опять пойти в наступление, но Шойгу снова позвонит и вмешается?

— По прошествии времени изменилась геополитическая ситуация. Сейчас Армения фактически проявляет нервозность и предпринимает очень неадекватные действия на международной арене. Она заявляла, что меняет свои векторы внешней политики. То политический кластер этой страны пропагандирует антироссийский вектор, то стремится к сотрудничеству с Россией, потом там — опять антироссийские настроения, требуют вывода 102-й базы в Гюмри из расположения республики и так далее.

Недавно премьер-министр Никол Пашинян вообще объявил о том, что Армения должна покончить со своим униженным положением, имея в виду ее унижение российским влиянием, и что мы будем менять вектор внешней политики. То есть — он как бы дал задачу, что нам пора уже подумать над тем, кто — наши ближайшие друзья, а кто — наши недруги.

В последнее время неслучайно армянские политологи, экспертные сообщества утверждают, что Россия открыто поддерживает в Карабахском противостоянии Азербайджан во вред союзническим отношениям с Арменией. Если даже это так, то этому имеются свои причины.

Первым делом это — то, что Армения выступает в регионе производителем новых рисков и вызовов, а Азербайджан — за продолжение переговорного процесса. Поэтому все стороны, которые вовлечены в это дело, прекрасно информированы о том, что армянская сторона фактически подрывает дипломатический раунд, а значит, альтернатива военного решения становится все более реалистичной и, может быть, уже скоро даже востребованной.

В нашем понимании это, скорее всего, будет акция по принуждению к миру Армянской республики, которая незаконно удерживает наши территории. Напомню, что есть четыре резолюции Совета Безопасности ООН еще от 1992 года, которые требовали незамедлительного вывода армянских вооруженных сил с азербайджанской территории. Эти резолюции по-прежнему остаются невыполненными. И поэтому международное право — на стороне Азербайджана, на стороне наших требований.

— Все-таки в рамках Минской группы ОБСЕ, действующей по мандату генсекретаря ООН, выработано решение о поэтапном решении проблемы. Что это за этапы?

Поэтапность подразумевает, прежде всего:

  • вывод армянских вооруженных оккупационных сил с азербайджанских территорий, чтобы туда смогли вернуться постоянные жители этих регионов.

Это — не только азербайджанцы, а также и армяне.

  • Во-вторых, это — создание механизмов безопасности и обеспечения нормальных жизненных условий для тех людей, которые вернутся в эти земли.
  • В-третьих, это — комплекс мер по деблокированию коммуникаций в регионе, которые больнее всего бьют по интересам самой же Армянской Республики.

Ведь Азербайджан в этом отношении чувствует себя превосходно. У нас есть много альтернатив. Мы разрабатываем движение по международным коммуникационным коридорам север-юг и восток-запад.

Армения в этом отношении находится в зацикленном, застопоренном положении. Поэтому она не меньше, а дальше больше, чем Азербайджан, заинтересована в том, чтобы раскрылись коммуникации, чтобы она восстанавливала отношения с Турецкой Республикой и даже с Азербайджаном. Поэтому все зависит от Армении.

  • И наконец — статус армянского меньшинства Нагорного Карабаха.

Этот вопрос остается на самый последний этап, потому что решать такие чувствительные вопросы в условиях военного противостояния неправомерно и, может быть, даже алогично.

Поэтому наши требования полностью стыкуются с нормами международного права. Все международные организации, в том числе ООН, Совет Европы, ПАСЕ, Организация исламского сотрудничества, Движение неприсоединения, куда входят 120 государств мира, — все однозначно поддерживают территориальную целостность Азербайджана.

Беседовала Любовь Степушова

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить