Непредсказуемая дорога в Африку: почему опасно вкладывать в Судан

Согласно сообщениям с полей нефтегазовой конференции ADIPEC в Абу-Даби, НК ЛУКОЙЛ ожидает очень щедрое предложение от Судана. Вместе с тем, ряд авторитетных изданий и аналитиков склонны критически рассматривать возможность принятия деловых предложений от правительства африканской страны.

Как заявил журналистам в кулуарах нефтегазовой конференции ADIPEC в Абу-Даби глава компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов, он планирует на конференции обсудить с министром нефти Судана Мухаммедом Зайдом вопросы сотрудничества.

"Он просил встретиться и обсудить вопросы о ряде проектов на территории Судана, который компания еще до сих пор не рассматривала как интересную (страну) для наших инвестиций", — заявил Алекперов.

Однако по мнению ряда аналитиков и авторитетных изданий, Судан остается сомнительной страной с точки зрения безопасности. Речь идет о потенциальных проблемах, которые могут исходить как со стороны местных властей, так и от внешних игроков.

С 1989 года при власти в Судане находится Омар Аль-Башир, ставший президентом в результате государственного переворота. После прихода к власти он распустил правительство, запретил политические партии и свободную прессу. В дальнейшем за время его правления Судан потрясли несколько кровавых конфликтов, связанных с особенностями внутренней политики. В 2005 году президент Судана Омар Аль-Башир даже стал первым в списке худших диктаторов современности. Более того, в 2009 году Международный уголовный суд выдал ордер на его арест, что стало первым подобным постановлением в отношении действующего главы государства.

При этом президент с диктаторскими замашками – не единственное, чего стоило бы опасаться предпринимателям, рискнувшим завести дело в Судане. Дело в том, что даже сейчас в стране сохраняется ряд вооруженных группировок, чему способствуют ненадежные границы, которые выходят к странам, где действуют террористы ИГ ("Исламское государство", запрещенная в РФ террористическая организация), как, к примеру, к Ливии. Центральные власти ведут политику исламизации и арабизации. По этой причине граждане, исповедующие другие религии, отличные от государственного ислама суннитского толка, а также не-арабы легко переходят на сторону различных сепаратистских движений.

На этом фоне Судан имеет весьма скромные места в различных рейтингах по привлекательности для ведения бизнеса. В список Forbes, к примеру, он вообще не попал, наряду с КНДР и Сирией. В глобальном индексе миролюбия, характеризующем уровень безопасности в стране, по мнению экономистов и социологов из международной группы экспертов Института Мира вместе с Центром мира и изучения конфликтов Сиднейского университета, Судан за последние восемь лет стремительно теряет позиции и находится на 115-м месте, уступая Украине, Центральноафриканской Республике, Йемену, Сомали, Афганистану, Ираку и Сирии.

Бедное население, которое вдобавок ко всему еще и расшатано сепаратистами - благодатная почва для потенциальной революции, что не может не отражаться на безопасности страны, как для жизни, так и для ведения дел.

На этот фактор обратил внимание политолог Иван Аркатов в интервью деловому ежедневнику "Профиль", заявляя о том, что в Судане несколько внутренних конфликтов, и крайне бедное население с высоким уровнем вовлеченности в криминальные структуры. Вести бизнес с долгим инвестиционным горизонтом опасно, просто потому, что чем крупнее проект, тем выше шансы потери всех вложений на стадии окупаемости.

Безумный уровень коррупции, госдолг в 106 миллиардов долларов и ВВП 118 миллиардов обеспечивают Судану отсутствие в кредитных рейтингах. Лишь китайское агентство Dagong Global Credit Rating включило Судан в свой список, и то с оценкой "С" - самой низкой из возможных, о чем также рассказал журналистам Аркатов.

Для США Судан в этом плане крайне интересен - богатая нефтью страна с нестабильным режимом. Более того, Госдепартамент будет чинить препятствия притоку иностранного капитала, который в теории может стабилизировать Судан - США не потерпят подобного, даже сугубо мирного вмешательства.

Тем более что в отличие от стран, пораженных террористическим "Исламским государством*" (террористическая организация, запрещенная в РФ по решению Верховного суда), в данном случае американцам даже не придется прибегать к особенно радикальным действиям. Чернокожие африканцы-христиане, мягко говоря, недолюбливают местных арабов-суннитов. Слабое урегулирование оборота товаров подливает масла в огонь: на местных черных рынках можно достать все, что угодно. Ну, или почти все, включая местный контрафакт и оружие.

Об интересе американцев к Судану также свидетельствуют планы Джона Салливана, первого заместителя госсекретаря США, посетить страну в рамках тура 14-21 ноября, о чем заявил Госдепартамент.

Согласно официальному сообщению - будут обсуждаться вопросы санкций, которые были ослаблены, но не сняты в 2017 году, а также урегулирование в кризисных районах, которых в Судане насчитывается целых четыре. Это Треугольник Халаиба, за который идут трения с Египтом, район Абьей, принадлежность которого оспаривается Южным Суданом, район Кафия-Кинги, где с 1956 года не определены границы и столкновения в Дарфуре.

Впрочем, с учетом притязаний Вашингтона на роль мирового борца с любыми угрозами и проявлениями терроризма, в Судане вполне может появиться новая ячейка "Исламского государства", с которой непременно придется бороться, поскольку Черный континент и без того изобилует различными группировками исламистского толка, в том числе присягнувшими на верность ИГ.

Анализируя представленную информацию, можно прийти к выводу, что вести дела в Судане весьма чревато - риски несоразмерны прибыли во многих аспектах. Нестабильная экономическая ситуация, большая вероятность начала нового витка гражданских конфликтов при неослабевающей угрозе появления террористических организаций: это лишь неполный список проблем, ухудшающих инвестиционный климат в стране. И вишенка на торте: президент страны - непредсказуемый диктатор.

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *