Война санкций: око за око?

Несколько часов назад вице-президент США Майк Пенс заявил, что Дональд Трамп вот-вот подпишет закон о расширении санкций против России. После вступления в силу нового американского документа против России наши односторонние попытки убедить политическую элиту США в бесперспективности санкционной войны будут лишены смысла. Вместо этого курс в отношении Вашингтона должен основываться на том, что мы имеем дело с принципиально недружественным партнером.

Реакция Москвы должна быть не столько симметричной, сколько максимально болезненной для вашингтонской политической элиты в целом. Ответные санкции против США должны, по возможности, одновременно создавать конкурентные преимущества, открывать новые коммерческие возможности на российском рынке и (или) давать политические дивиденды партнерам России в Европе, Азии, на Ближнем Востоке.

Кроме того, нельзя повторять сделанную американцами ошибку и кодифицировать контрсанкции. Президент России должен сохранить полную свободу маневра и право вносить коррективы в структуру, охват и глубину ответных мер, если это будет отвечать интересам нашей страны.

Высылаем шпионов и вредителей

28 июля МИД России объявил о первых двух мерах в ответ на принятие конгрессом законопроекта о санкциях:

американской стороне предложено до 1 сентября 2017 года привести количество сотрудников, работающих в посольстве США в Москве, в генконсульствах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, в соответствие с числом российских дипломатов и техсотрудников, которые находятся в США. Таким образом, общее количество персонала американских дипломатических и консульских учреждений в России сокращается на 755 единиц, до 455 человек. Это самая массовая высылка дипломатов в мировой практике, и в Вашингтоне столь мощного удара явно не ожидали;

с 1 августа 2017 года запрещается использование посольством США его складов на Дорожной улице в Москве и дачи в Серебряном бору; сегодня с утра американцы уже пытаются вывезти вещи из Серебряного бора.

Указанные шаги являются ответом на меры, принятые предыдущей администрацией США в нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. С учетом того, что предпринимаемые США меры, по сути, обрушивают всю систему двусторонних отношений на межгосударственном уровне, представляется целесообразным рассмотреть варианты дальнейшего сокращения численности командированного персонала.

Возьмем торговую и экономическую секции посольства США, которые создавались для того, чтобы содействовать развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничества. С 2012 года (после принятия "закона Магнитского") деятельность этих секций оказалась сосредоточена на контроле за исполнением санкционного законодательства США американскими компаниями и их российскими контрагентами. Превращение торговой и экономической секций в инструменты реализации введенных Вашингтоном противозаконных санкций делает закономерным постановку вопроса об их существенном сокращении вплоть до ликвидации.

Тот же подход мог бы быть применен в отношении представителей различных ведомств, аккредитованных при посольствах в Москве и Вашингтоне, за исключением тех направлений, где поддержание секторальных контактов отвечает интересам России. С другой стороны, существенное сокращение консульского персонала обеих стран было бы нецелесообразным, поскольку нанесло бы ущерб контактам между людьми.

Частых визитов американских сенаторов и конгрессменов в Россию ожидать в обозримом будущем не приходится, а результатов таких визитов с точки зрения конструктивного развития двусторонних отношений все равно нет. В связи с этим следовало бы рассмотреть вопрос о приостановке обмена парламентскими делегациями, оставив возможность контактов между законодателями двух стран в рамках международных форумов.

Проект закона об антироссийских санкциях предусматривает создание фонда для противодействия российскому влиянию и выделение на него 250 миллионов долларов в 2018–2019 финансовых годах. Необходимо запретить получение российскими юридическими и физическими лицами средств из этого фонда независимо от того, обладают ли эти лица статусом иностранного агента в России или нет.

Даем отпор на международной арене

В сфере международных отношений предстоит провести анализ точек соприкосновения с США и отделить вопросы, где отказ от конструктивного взаимодействия с Вашингтоном нанес бы ущерб американским интересам и амбициям, от тех проблем, где прекращение сотрудничества ослабило бы нашу национальную безопасность.

Так, США следуют политике двойных стандартов, наращивая давление на Пхеньян и Тегеран (и требуя того же от Москвы и Пекина) с целью остановить реализацию их ракетно-ядерных программ, но закрывая глаза на аналогичные действия своих союзников — Израиля, Пакистана, а также Индии. С другой стороны, Россия сама объективно заинтересована в эффективном укреплении режима нераспространения.

Как представляется, можно жестче противодействовать попыткам США сменить неугодные им режимы на Ближнем Востоке и в Северной Африке (о том, что произошло на Украине в 2014 году, здесь говорить не будем), а также перестать поддерживать непоследовательные действия Америки и НАТО в Афганистане.

В сложившихся условиях становится бессмысленным поддержание видимости работы совета России и НАТО и возобновление российско-американских переговоров по стратегическим наступательным вооружениям. Более жесткого ответа (включая асимметричные меры военно-технического плана) заслуживают действия Вашингтона по развертыванию систем ПРО в Европе и Юго-Восточной Азии. С другой стороны, следует добиваться сохранения запрета на ракеты средней и малой дальности, делая акцент на нарушениях американской стороной договора по РСМД 1987 года.

Выдавливаем "старбаксы"

Объем двусторонней торговли невелик (20,2 миллиарда долларов в 2016 году, при почти нулевом сальдо), а объем прямых инвестиций США в российскую экономику и вовсе незначителен. Из США в Россию поставляется в основном оборудование, в том числе для нефтедобычи и переработки, поэтому стоит рассмотреть варианты замещения этого американского импорта европейскими аналогами. Это будет работать на укрепление связей с Евросоюзом в условиях, когда его отношения с Вашингтоном обостряются. Следует также активизировать поиск замещающих импортных возможностей в Азии и Латинской Америке; в горнодобывающей отрасли определенными технологическими наработками обладает ЮАР.

Для ряда ведущих американских компаний рынок России входит в топ-10 в мире. В связи с этим имеет смысл изучить варианты использования коммерческих структур для того, чтобы в перспективе заставить американский политический истеблишмент пересмотреть свой подход к России. Речь не идет о внесудебном отъеме собственности или бизнеса, а о политическом и (или) административном выдавливании знаковых американских корпораций с рынка и замещении их ниш отечественными коммерческими структурами или компаниями из третьих стран. То, как крупный бизнес в США может при желании убедить конгресс перестать мешать им зарабатывать на российском рынке, мы видели на примере отмены поправки Джексона — Вэника в 2012 году.

Использование американских бизнес-интересов в качестве рычага воздействия на Вашингтон наверняка скажется на международных рейтингах инвестиционной привлекательности России. Но не будем забывать, что эти рейтинги составляют те же игроки, что и вводят санкции против нашей страны.

США критически зависят от поставок урана из России для своих АЭС. Возможная остановка поставок повредит обеим сторонам: США будет нелегко быстро найти замену российскому ядерному топливу, но и российские производители столкнутся с трудностями в поиске других рынков сбыта. Еще одно обоюдоострое направление — наш экспорт титана, который покрывает около 50% потребностей США.

Аналогичная ситуация, требующая осторожного подхода, сложилась и на двух других направлениях — поставках российских двигателей РД-180 для американских ракет-носителей и сотрудничестве в рамках Международной космической станции.

Контрсанкции могут выразиться и в прямом ограничении двустороннего товарооборота и административном прессинге в отношении американских компаний в России, особенно тех, что работают в фармацевтическом, потребительском и IT-секторах. Целесообразно сосредоточиться на той части российского бизнеса этих компаний, который связан с прямым импортом продукции в нашу страну (например, автомобилей премиум-класса или же товаров, конкурирующих с качественным отечественным производством безалкогольных напитков, соков, молочных продуктов, снеков, кондитерских изделий, кормов для животных). То же относится и к американским брендам в сфере общепита.

Запрет прямого импорта может стать эффективным рычагом давления и на рынке лекарств: в 2016 году из США в Россию была поставлена фармацевтическая продукция на более чем 500 миллионов долларов.

Ведущие американские ИКТ-корпорации не имеют сколько-нибудь значимых инвестиций в российскую экономику. К большинству из них уже имеются серьезные претензии, связанные с нарушением действующего законодательства. Вытеснение американских софтверных гигантов должно сопровождаться более последовательным проведением курса на ускоренное внедрение конкурентоспособных отечественных программных продуктов.

Возможности ответного прессинга в нефтегазовой сфере, включая расторжение соглашений с по освоению арктического шельфа (которые все равно заморожены из-за уже действующих американских санкций) требуют рассмотрения с учетом множества аспектов. На первый взгляд, такой шаг не ускорил бы освоение российских месторождений, но привел бы к исчезновению выгодной для России ситуации, когда санкции США бьют по американской же нефтегазовой отрасли.

Варианты ответа на кодификацию русофобии и демонтаж всего комплекса связей с Россией должны включать и финансовую сферу. Так, ряд экспертов уже предлагают отказаться от размещения значительной (порядка 25%) части золотовалютных резервов России в гособлигациях США, то есть отказаться от де-факто финансирования американской экономики, включая военные расходы. Не следует забывать и об американских банках, работающих в нашей стране.

Не навредить простым людям

Ответные меры должны быть направлены против официальных представителей США, политических, торговых, экономических, военных и иных интересов Америки в целом, но по возможности не затрагивать рядовых граждан обеих стран. В отношении связей и контактов между людьми, в области науки, культуры, здравоохранения, социальной сферы следует проявлять максимальную осторожность и взвешенность.

Поскольку большинство возможных ответных шагов неизбежно будет иметь обоюдоострый характер, непременными условиями того или иного выбора должны быть: нанесение американской стороне большего ущерба, чем России (в относительном, а не абсолютном выражении); ограничение ущерба для российской стороны рамками госсектора (речь идет о защите нашим государством своих интересов, и именно государство должно принять на себя бремя нежелательных последствий, если таковые возникнут).

Читайте также:

Новые санкции США против России: почему их не стоит бояться

Автор Сергей Ястребов
Сергей Ястребов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить