Кто кого потерял и нашел в треугольнике Москва—Киев—Брюссель

13 июля в Берлине министр иностранных дел Сергей Лавров выступил на площадке германского фонда имени Карла Кербера и ответил на вопросы собравшихся там немецких политиков и политологов. Основное время было уделено трем темам: Европе, России и Украине. В тот же день в Киеве завершился очередной саммит Украина—ЕС, на котором основное внимание было уделено аналогичным проблемам.

Такое совпадение по срокам и повестке дня дает хороший повод взглянуть на взаимоотношения в треугольнике Брюссель—Киев—Москва в контексте дискуссии о том, кто из трех партнеров друг друга нашел, а кто кого потерял.

Прищуриваемся из Брюсселя

На первый взгляд, Евросоюз и НАТО в результате событий 2004—2017 годов вроде бы однозначно приобрели Киев в качестве младшего союзника и партнера, готового на многое ради всего лишь признания своих евроатлантических устремлений. НАТО с удовольствием демонстрирует готовность к взаимодействию с ВСУ, проводя совместные операции в третьих странах и символические учения на украинской территории. ЕС пошел значительно дальше: 1 января 2016 года вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли с Украиной, 11 июня 2017 годы начало действовать соглашение о безвизовых краткосрочных поездках, а буквально на днях было окончательно утверждено соглашение об ассоциации.

Но стоит присмотреться поближе, как возникнет ощущение, что для Брюсселя это скорее пиррова победа. Да, Киев окончательно развернул свой геополитический флюгер на ЕС и НАТО, но ни тому, ни другому блоку членство Украины не нужно ни сейчас, ни в обозримом будущем. Более того, за произнесенную киевским руководством присягу верности Евросоюзу и Североатлантическому альянсу придется теперь платить, взвалив на себя бремя поддержания украинской экономики и государственности на плаву. Власть же в Киеве настолько коррумпирована и дисфункциональна, что скромные финансовые вливания из Брюсселя моментально растворяются в воздухе, чтобы вскоре осесть на оффшорных счетах новой украинской правящей элиты. 

Оглядываемся из Киева

Если смотреть с Крещатика, то плюсы, наверное, перевешивают минусы. Да, Крым потерян безвозвратно, а восточные области уже никогда не вернутся к тому статусу в составе Украины, который у них был до 2014 года. Экономика в руинах, старые экономические связи на постсоветском пространстве разорваны, а новые на западных направлениях налаживаются с огромным трудом. Зато владельцы украинских паспортов могут теперь ездить в страны Шенгена без виз на срок не более 90 дней в течение полугода. Зато создана зона свободной торговли с общим рынком Евросоюза, куда более развитым, емким и цивилизованным, чем СНГ. Зато Киев теперь на дружеской ноге с большими и "правильными" геополитическими игроками, которые во многом определяют положение дел в мировой политике, экономике, торговле и информационном пространстве.

При ближайшем рассмотрении, однако, перечисленные выше минусы остаются очевидными, а вот с плюсами ситуация оказывается сложнее. Безвизовые поездки в Европу нужны были не для туристических целей, а за тем, чтобы более-менее легально работать и зарабатывать в европейских странах, а деньги отсылать домой. Но именно этой возможности соглашение ЕС—Украина об отмене краткосрочных виз не предусматривает. 

Далее, с начала действия зоны свободной торговли ЕС—Украина рост объемов импорта на Украину стабильно опережает показатели по экспорту. Такая ситуация сложилась, в частности, из-за квот и ограничений для украинских товаров, которые предусмотрены условиями ЗСТ между Украиной и ЕС. Отменить же квоты и изменить принципы торговли между Украиной и Евросоюзом можно будет только через три года после вступления в силу соглашения о ЗСТ — в 2019 году.

Вряд ли найдется здравомыслящий человек, даже в Киеве, который поставит ломаный грош на перспективу реального вступления Украины в члены ЕС и (или) НАТО. Киев будет играть в эту игру до тех пор, пока от новоприобретенных евроатлантических партнеров будет поступать помощь, хотя бы в минимально необходимых объемах. Брюссель же будет сохранять приманку членства до той поры, пока Украина будет следовать его предписаниям. Вряд ли этот тактический союз двух элит продержится долго.

ЕС и НАТО вот-вот убедятся, что реформы системы государственного и экономического управления и реальная борьба с коррупцией на подконтрольных Киеву территориях заставляют себя ждать. Лукавство украинского руководства уже проявилось: на саммите 13 июля президент Порошенко объявил, что "1 сентября начнется качественно новый этап для Украины на пути в ЕС — этап всеобъемлющих реформ ради построения лучшего европейского будущего для ее народа". Дата выбрана не случайно: соглашение об ассоциации с Евросоюзом вступит в полную силу именно с 1 сентября 2017 года. 

Киев же скоро увидит, что шаги Брюсселя навстречу скупы, редки, неоднозначны (как с ЗСТ) и обставлены множеством условий. Украинское руководство будет вынуждено признаться самому себе в том, что реальная для него польза от соглашения об ассоциации сводится на нет юридически обязывающей декларацией по отношениям с Украиной, принятой на саммите ЕС в декабре 2016 года: "Соглашение об ассоциации не дает права на вступление в ЕС, не подразумевает гарантий безопасности и прямой военной помощи, не дает право гражданам Украины на жительство или работу в ЕС, а также не предполагает дополнительной военной помощи". Киев начнет громко и все более злобно ворчать, тем самым отдаляя и без того призрачную перспективу членства в ЕС и НАТО. Произойдет то, что случилось в отношениях ЕС с Турцией.

Мечем молнии из Москвы

Выступая в фонде имени Карла Кербера, Сергей Лавров не скрывал своего разочарования итогом, к которому пришли в своих взаимоотношениях Россия и НАТО. Единое неделимое пространство безопасности от Атлантики до Владивостока (или хотя бы до Урала), которым Москве морочили голову с момента объединения Германии, создано уже не будет. Наконец-то наш МИД данную реальность открыто признал. Здесь, как в случае с членством Украины в ЕС, этого не будет, потому что не может быть никогда. Работа совета Россия—НАТО, и без того превратившаяся в периодические шоу русофобов среди членов альянса, была заморожена именно в тот момент, когда такой формат не просто был востребован, а мог стать площадкой для урегулирования разногласий. НАТО перебрасывает боевые части и технику прямо к границам России и отвергает даже предложение нейтральной Финляндии хотя бы летать над Балтикой с включенными транспондерами.

Отношения же с Евросоюзом наш министр охарактеризовал "нецензурной рифмой". Жаль лишь, что перед этим он опять упомянул несбыточную идею создания четырех общих пространств Россия—ЕС. Похоже, на Смоленской площади за неимением лучшего продолжают держаться за этот миф.

Таким образом, если НАТО мы окончательно потеряли вместе с началом второго украинского кризиса, то полное разочарование в ЕС охватило Москву гораздо раньше — после очередного брюссельского обмана насчет благотворности расширения ЕС в 2004 году и произошедшей тогда же первой "оранжевой революции" в Киеве.

Теперь переведем гневный взор на Украину. Кого, что, какую Украину мы потеряли? Семь с лишним миллионов украинцев (не считая беженцев с Донбасса), живущих в России и не собирающихся возвращаться на историческую родину? Или, может, мы потеряли крымчан, которые как раз свою историческую родину вновь обрели? Или же несчастных жителей Восточной Украины, которые несмотря на всю непоследовательность, а подчас и неискренность политики Москвы видят именно в белокаменной единственную силу, способную помочь им защитить свою этническую и культурную идентичность?

Нет, мы окончательно потеряли Западную Украину, которая даже в границах СССР полностью и до конца вместе с русским народом не была. Также совсем исчезла даже видимость дружбы и братства с прогнившей киевской элитой. Это не потеря; это избавление.

Вроде бы получается, что у Москвы в треугольнике Россия—НАТО/ЕС—Украина одни потери и никаких находок (Крым не в счет). На самом же деле не все для России упущено там, где ситуацию еще можно изменить, как в случае с населением центральной и южной Украины, которое всегда вполне лояльно относилось к русским братьям и которое ждет от нашей страны лишь честного и уважительного подхода. Что же касается остального, то потеря розовых очков, через которые Москва так долго смотрела на Брюссель и Киев, на поверку может оказаться скрытым благом для нашей страны.

Автор Сергей Ястребов
Сергей Ястребов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить