Добро пожаловать в Крым, или Посторонним вход разрешен

На закате эпохи социализма в ходу была формула "если нельзя, но очень хочется, то можно". После того как США, большинство стран ЕС и их союзники (всего 41 государство) ввели санкции против России, а Москва в ответ установила эмбарго на ввоз сельзхозпродукции из стран-обидчиц, многие ведущие компании по обе стороны возведенных баррикад стали искать возможности для сохранения хотя бы части их бизнеса, оказавшегося под запретом.

Кто ищет, тот всегда найдет. Целый ряд российских бизнес-структур сумел обезопасить работу своих активов на санкционных рынках, хотя и сталкивается подчас с излишне осторожным подходом со стороны своих деловых партнеров и с пристальной подозрительностью надзорных органов США, Европы, Японии.

Ручейки торговли и инвестиций просачиваются и в обратном направлении. Компании из стран, отказавшихся ввести ограничения в отношении России (Китай, Южная Корея, Индия, Малайзия, Вьетнам, Турция и другие), все активнее заполняют отдельные ниши из тех, что образовались на российском рынке в результате ухода американских и европейских корпораций. Этого следовало ожидать, и о своих опасениях на сей счет бизнес-структуры в США и ЕС открыто заявляли с самого начала санкционной войны.

Недавно главы МИДов стран-членов Евросоюза продлили санкции в отношении Крыма до конца июня следующего года. Санкции включают в себя запрет на импорт товаров, инвестиции в Крым и Севастополь, туристические услуги, экспорт некоторых товарных категорий и технологий.

Но по мере того как перспектива общеприемлемого урегулирования конфликта на востоке Украины и де-юре связанная с таким урегулированием отмена ограничений в отношении России отодвигаются в туманную даль, в корпоративных штаб-квартирах американских и европейских компаний все чаще задумываются над вариантами тайного или явного обхода санкций.

Началось с малого и сравнительно безобидного. В Крыму продолжают вести бизнес крупнейшие иностранные ретейлеры, правда, теперь через свои российские дочерние подразделения. Французский Auchan и германская Metro остались работать на полуострове. Схема выглядит стандартно. Как правило, российские "дочки" крупнейших зарубежных компаний управляются из европейских стран, и выходить на крымский рынок эти компании не могут. Однако российское законодательство (а "дочки" зарегистрированы в России) не запрещает им самим выступать учредителями дочерних структур. Именно через таких "внучек" и идет торговля. Так лишь удлинились цепочки поставщиков, но сами поставки сохраняются.

Следующими в Крыму стали работать некоторые глобальные туристические сервисы, которые теперь определяют полуостров как некое экстерриториальное образование, не принадлежащее ни России, ни Украине. Так, сервис по бронированию жилья Booking. com предлагает собравшимся в Крым путешественникам более пяти тысяч вариантов размещения, а на международном портале поиска и бронирования авиабилетов Skyscanner билеты в Крым доступны всем желающим. Ранее европейская туркомпания TUI начала через посредников продавать организованные путевки в Крым, а немецкий туроператор "Райзебюро-ВЕЛЬТ", специализирующийся на организации деловых поездок для иностранных бизнесменов, предлагает размещение в отелях Алушты.

Такой сравнительно легкий обход санкций со стороны турсервисов юристы объясняют общей размытостью санкционных формулировок. Туристические услуги подпадают под ограничения, однако предлагать гостиницы в Крыму можно вполне легально, если речь идет о деловом путешествии. Именно этой лазейкой и воспользовался Booking.com.

Эксперты утверждают, что если компания предлагает не туристические услуги, а услуги для деловых путешественников, то она остается по эту сторону закона. В итоге турсервисы неплохо зарабатывают на путешествующих в Крым: за каждое бронирование Booking. com и схожие порталы получают от крымских отелей комиссию в размере порядка 15% от стоимости проживания.

Убедившись, что подобный вброс пробных шаров остался без видимых последствий для бросавших, в бой вступила тяжелая артиллерия: на днях агентство Reuters со ссылкой на собственные источники сообщило о поставках турбин Siemens в Крым в обход санкций ЕС. Газовые турбины SGT5-2000E общей мощностью 940 мегаватт и суммарной стоимостью 1,3 миллиарда долларов, которые производятся только Siemens и ее дочерними компаниями, были доставлены в Крым по морю для использования на строящейся электростанции в Севастополе. Siemens, конечно же, поспешил официально заявить, что не поставлял в Крым турбины, что, впрочем, не исключает передачу оборудования через третьи или четвертые руки. Минэнерго России не комментирует эту информацию. Юристы же указывают на отсутствие судебных прецедентов привлечения к ответственности за нарушение режима санкций, если турбины поставлялись в Крым третьей стороной.

В то время, как европейские корпорации все более активно используют в своих интересах непоследовательный, а иногда и факультативный характер применения санкционных директив ЕС, бизнесмены в США и Японии продолжают оглядываться на своих национальных регуляторов, которые проявляют куда большую настойчивость, дотошность и суровость в плане контроля за соблюдением буквы и духа санкций. Бизнесмены из Германии, например, еще в прошлом году высказывали готовность поставлять в Крым судостроительное оборудование и даже рассматривали возможность размещения в Крыму производства комплектующих для судостроительной сферы. Итальянские предприниматели, в свою очередь, разрабатывают планы инвестиций в развитие сельского хозяйства и животноводства на полуострове, а также в строительство там предприятий по переработке бытовых отходов. С другой стороны, ни одна из крупнейших сетей ресторанов быстрого обслуживания (североамериканские франшизы) в Крыму не присутствует, хотя рынок является привлекательным. Прямых законодательных ограничений вроде бы и нет, но возникают политические мотивы в духе "наверху есть мнение".

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующее. Понятно, что в Москве приветствуют постепенное размывание санкционного режима, проводя при этом параллели с провалившимися попытками изолировать Советскую Россию после октября 1917 года и веря, что победа останется за нами. Чтобы это произошло, нужно действовать крайне осторожно и не подставлять деловых партнеров, идущих на серьезный риск ради сохранения торгово-экономических связей с Россией. Эта долгосрочная цель должна быть важнее соблазна использовать участившиеся примеры успешного обхода санкций в информационно-пропагандистской войне, навязанной нам США и ЕС.

Автор Сергей Ястребов
Сергей Ястребов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить