Главный транспортный узел Евразии: интриги, скандалы, компромиссы

Наконец-то Ташкент и Ашхабад договорились: две столицы достигли компромисса в многолетней конкурентной борьбе за право играть ключевую роль в региональных транспортных проектах. МИД Туркмении выразил недовольство планами строительства железной дороги между Узбекистаном и Таджикистаном в обход туркменской территории. После этого официальный Ташкент поспешил заявить: Узбекистан не собирается строить железную дорогу в обход Туркмении.

Еще в древние времена возникла поговорка: "Восток — дело тонкое". На протяжении веков султаны и падишахи восточных династий подозревали друг друга в закулисных сговорах. Сегодня, в XXI веке, недоверие между столицами стран Центральной Азии сохраняется. Так, в Ашхабаде с ревностью следили за двусторонними переговорами между Ташкентом и Душанбе, куда не посчитали нужным пригласить представителя правительства Туркмении. А ведь речь на переговорах не в последнюю очередь затрагивала судьбу Туркмении. На повестке дня — строительство новых участков железной дороги между Узбекистаном и Таджикистаном с последующим выходом на мировой рынок.

Ашхабаду тут помогла география: часть железнодорожного полотна пройдет через территорию Туркмении. Однако источники, близкие к консультациям Ташкента и Душанбе, предали огласке неприятное для туркмен сообщение: узбеки и таджики, чтобы не усилить роль Ашхабада в регионе, хотят строить участок дороги в обход туркменской территории.

Эта новость чуть было не привела к дипломатическому скандалу: МИД Туркмении выразил недовольство и назвал появившуюся в СМИ версию "недоразумением".

Ташкент явно не был заинтересован в ссоре с близким соседом, и заместитель председателя правления АО "Узбекистон темир йуллари"("Узбекские железные дороги") Даврон Дехканов поспешил опровергнуть слухи. "Узбекистан не намерен строить железную дорогу в обход Туркмении", — подчеркнул он.

"Мы все потребности перевозок грузов в Таджикистан осуществляем по железнодорожной линии через пограничный переход Кудукли в Сурхандарьинской области, — продолжил узбекский чиновник. — Никаких задержек нет, грузы доставляются своевременно, поэтому такой особой потребности в строительстве новых участков нет".

Таким образом, Ташкент и Ашхабад достигли компромисса в многолетней борьбе за право играть роль ключевого транспортного центра Евразии.

Сначала на эту роль претендовал Ташкент, у которого более развитая транспортная инфраструктура. Однако Ашхабад решил не отставать: за короткий срок были построены два современных международных аэропорта в городах Ашхабад и Туркменбаши (бывший Красноводск).

Туркмения также пытается заручиться поддержкой Душанбе для начала реализации амбициозного проекта строительства железной дороги Таджикистан — Афганистан — Туркменистан.

Однако продолжающаяся гражданская война в Афганистане вызывает опасения у потенциальных инвесторов проекта. В частности, недавно Азиатский банк развития, который собирался финансировать строительство афганского участка, вышел из проекта. Так что пока денег на строительство магистрали нет.

Примечательно, что в марте 2017 года свой первый зарубежный визит после своего избрания на пост президента Узбекистана в декабре 2016 года Шавкат Мирзиёев совершил в Ашхабад.

Шавкат Мирзиёев и Гурбангулы Бердымухамедов — ровесники, им обоим по 60 лет. И у двух странах много общего. Например, Узбекистан и Туркмения отказались войти в созданный по инициативе Москвы Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Обе страны также не являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Возможно, это не простое совпадение, а своего рода сигнал из Москвы: Владимир Путин в ходе своего недавнего турне по Центральной Азии не посетил с визитом Ташкент и Ашхабад, но при этом побывал в Душанбе, который участвует в основных интеграционных проектах СНГ.

В Ашхабаде Мирзиёев и Бердымухамедов подписали договор о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Республикой Туркменистан. Они высоко оценили сотрудничество двух стран в экспорте природного газа по трубопроводу Туркмения — Узбекистан — Казахстан — Китай.

Но при этом лидеры двух стран вопреки ожиданиям не отменили визовый режим между Узбекистаном и Туркменией. Так что не все преграды для интеграции двух соседних стран устранены. И повод для недоверия все еще сохраняется. Такое на Востоке — не редкость.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Отдайте ваши денежки: что АСВ творит с клиентами банков
Россия вводит обязательную дактилоскопию для всех иностранцев
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Комбриг ВСУ приказал убить своего зама — вовремя не поздравил
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры