«Курск» снова оказался в центре внимания

В седьмую годовщину гибели «Курска» российские и зарубежные СМИ продолжают спорить о причинах катастрофы. В свое время много шума наделала версия о столкновении подлодок, впервые озвученная «Правдой.Ру». Эту версию нельзя считать истиной в последней инстанции, но она напоминает о том, что на море зачастую случаются ЧП, первопричину которых не всегда может установить даже самое тщательное расследование.

В минувшее воскресение на всех флотах ВМФ России военные моряки помянули подводников погибшей 12 августа 2000 года в Баренцевом море атомного подводного ракетоносца «Курск». Памятные мероприятия прошли на боевых кораблях и подводных лодках Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии. Венки в память 118 членов экипажа возложены в седьмую годовщину их трагической гибели на кладбищах и у памятных мемориалов в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, на базе Видяево в Мурманской области, а также в Севастополе и Балтийске.

Спустя семь лет после трагедии в обществе продолжают обсуждаться разные версии гибели атомохода. Одна из них легла в основу 77-минутного фильма, снятого французским режиссером Жаном-Мишелем Каре: «Kursk: A Submarine in Troubled Waters». Авторы фильма доказывают, что две американские подлодки – Memphis и Toledo – находились в районе маневров российского флота в Баренцевом море. Неверно рассчитав курс, Memphis столкнулся с "Курском", а капитан Toledo, решив, что российская АПЛ атаковала Memphis, выпустил по "Курску" торпеду.

Между тем, эту версию событий впервые озвучила «Правда.Ру». Наше издание не пыталось брать на себя роль истины в последней инстанции – целью публикации было показать, что, несмотря на любые расследования (включая генпрокурорское) истинных причин катастрофы может не знать никто. Здесь не уместна излишняя тенденциозность. «Подводная лодка в мутной воде» – диски с таким переводом названия фильма предлагали калининградцам активисты «Другой России». Однако в данном случае уместнее говорить о «неспокойных водах». Если версия неформальна, это еще не значит, что именно она является страшной правдой, которую, якобы, скрывают власти.
 
Какую задачу ставили перед собой французские документалисты? После наделавшей немало шума премьеры 6 января 2005 года на канале France-2 наш корреспондент связался с представителем авторского коллектива фильма Джилл Эмери (Jill Emery). Г-жа Эмери подтвердила, что толчком к созданию киноленты стала статья в «Правде.Ру», опубликованная на десятый день после трагедии.

Предположение состояло в том, что открытое столкновение американских и российских подводников с вероятным применением одной из сторон боевого оружия привело к наиболее тяжелому кризису, который когда-либо имел место в отношениях великих держав: « Инцидент 12 августа в Беринговом море едва не привел к Третьей мировой войне . В течение нескольких дней мир раскачивался на волоске перед возможным обменом ядерными ударами».

Это была всего лишь одна из версий, во множестве публиковавшихся в те дни – о том, что двадцатиминутный телефонный разговор Владимира Путина и Билла Клинтона предотвратил глобальную катастрофу. Показательно, что рассуждения «Правды.Ру» ни тогда, ни позже никто официально не опроверг. Факт создания фильма, базирующегося на нашей версии – тоже.

«Об этой статье на сайте «Правды.Ру» мы узнали сразу же от нашего русского научного консультанта здесь, во Франции, - рассказала Джилл Эмери, - он занимался постоянным мониторингом СМИ в поисках чего-нибудь интересного дня нас. Жан-Мишель находился в это время в России, и ваша статья стала для сего сигналом открыть глаза и уши в поисках других источников информации».
 
По словам г-жи Эмери, никаких специфических трудностей в процессе работы над фильмом не было. «Четыре года работы над картиной – это слишком долгий срок, которого журналисты, как правило, не могут себе позволить. Мы себе позволили. Было отснято очень много материала в Великобритании, США и в Норвегии. И, разумеется, в России. Здесь были сложности с русским продюсером, с которым мы сотрудничали. Он часто отказывал нам в контактах с людьми, чья точка зрения была отлична от официальной, или же требовал за такие интервью слишком больших денег. У нас таких средств не было. С другой стороны, трудно полагаться на достоверность информации, которая куплена за деньги». Джилл Эмери сожалела, что съемочной группе не удалось взять интервью у Владимира Путина, а Михаил Горбачев уклонился от съемок.

Власть и пресса, продолжала Джилл Эмери, далеко не всегда говорят правду и только правду. Мы живем в сложном мире, где интересы государства иногда кажутся важнее интересов отдельных людей. Достаточно вспомнить ложь об оружии массового поражения в Ираке и Саддаме Хусейне, обвиненном в причастности к вашингтонской трагедии 11 сентября. А до этого была ложь о Вьетнаме, еще раньше о кубинском кризисе – есть много известных моментов и истории, и есть сотни тайн, о которых нам не узнать никогда.

«Но в нашем фильме, - подчеркнула Джилл, - Владимир Путин далек от того, как думали о нем первоначально на Западе. Это мыслящий государственный деятель, который стремится отстаивать интересы своей нации на международной арене, даже если это сопряжено с жертвами. Демократия должна означать уверенность, что ваш выбор – наилучший для нации, что вам не лгут, поскольку у Джорджа Буша есть... к сожалению государственные деятели, которые создают слишком большие риски для проигрыша власти».
 
Фильм «Курск»: субмарина в неспокойных водах» наши телеканалы не транслировали. Назовите его как угодно – чересчур полемично заостренным, неоднозначным, тенденциозным – как угодно назовите, не в этом суть. Просто средствами электронной графики и прочими телевизионными выкрутасами она отсепарирована от прочей ненужной информации и, потому выглядит на экране правдивей правды. А на поверку что – никто не знает.

Та же Франция потеряла две субмарины – «Минерв» в 1968-м и черед два года «Эвридику». Они просто канули без следа в Средиземное море. Еще парадоксальнее пример нашей С-80. Спустя годы ее нашли на дне Баренцева моря. Сумели поднять на поверхность, отбуксировали к берегу. Специалисты посекундно рассчитали динамику развития катастрофы. А что стало ее первопричиной, так и не поняли, имея в руках подводный корабль.

Кстати, буквально сразу после премьеры, поистине звездной во Франции, с оглушительными рейтингами, одна из ведущих создательниц фильма очень осторожно оценила его прокатные перспективы в России. На прямой вопрос корреспондента «Правды.Ру» - когда? – г-жа Эмери ответила так:

- Да мы очень хотели бы, чтобы русские видели фильм, однако … мы не уверены, каков будет результат. Как семьи будут реагировать? Как - власти…

Власти, заметьте, на втором месте. Француженку беспокоит реакция близких и родственников. Чьи обнаженные нервы могут принять за истину в последней инстанции обыкновенную журналистскую версию, одну из множества.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить