Об отмене санкций России забудут сообщить

Антироссийские санкции отменят по-тихому

Французская пресса пишет, что Владимир Путин получил приглашение от Франсуа Олланда посетить Париж в октябре этого года. Что означает это приглашение в свете нынешних непростых взаимоотношений между Россией и странами ЕС? И какова будет дальнейшая судьба санкций? Об этом Pravda.Ru рассказывает профессор МГИМО, президент Международного института развития научного сотрудничества Елена Пономарева.

Отношения Россия-ЕС и приглашение Олланда

— Каково политическое значение этого визита, ведь после "крымской весны" существовал негласный запрет на приглашение Владимира Путина в Европу?

— Мы наблюдаем на всех фронтах изменение вектора отношения западных стран к России. Это связано, прежде всего, с продолжающимися достаточно серьезными кризисными явлениями во всех западных странах, начиная от экономики и заканчивая борьбой с международным терроризмом, с вопросами безопасности, с миграционным кризисом, общегуманитарными проблемами. Это их проблемная зона.

В то же время изменение вектора их отношения к России связано с самой Россией, с политикой нашего государства. Внешнеполитическая мощь России была продемонстрирована, прежде всего, в Сирии. Также Россия демонстрирует достаточно устойчивую экономическую модель. И это несмотря на кризис. Россия проявила себя и по вопросам, связанным с энергетической политикой.

Недаром в последние месяцы установился очень тесный контакт РФ не только с Ираном, но и с Саудовской Аравией — в общем-то, проблемным для РФ политическим игроком. Это тоже констатация того, что без России даже серьезные энергетические вопросы не решаются, и провал саммита по нефти в Дохе это показывает.

Россия — серьезный игрок, и исключать, изолировать ее из мирового пространства невозможно, как бы этого ни хотелось кому-то. Европейские страны не могут переломить коллективную волю, которая, на самом деле, транслируется из Вашингтона, но они пытаются установить персональные контакты с РФ и, прежде всего, конечно, с нашим президентом.

И это хорошо видно в высказываниях министра иностранных дел Германии Штайнмайера по поводу того, чтобы Россию пригласить в "большую восьмерку", и в высказываниях Столтенберга, руководителя НАТО, который говорит, что они не могут без совета Россия-НАТО решать многие вопросы. Я уже не говорю про премьер-министра Италии Маттео Ренци, который вообще теплые чувства к России испытывает.

— Почему приглашение пришло именно с французской стороны?

— Россию и Францию, по крайней мере, с 20 века связывают особые отношения. И какие бы президенты ни приходили, все равно франкофильский дух в нашей внешней политике присутствует. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что у РФ есть колоссальный опыт в противодействии экстремистским радикальным организациям.

Деятельность наших силовых структур, спецслужб действительно зарекомендовала себя, у нас в последние годы нет таких потрясений, которые пережила Франция и Бельгия.

Кроме того, конечно, речь идет о переформатировании Ближнего Востока. Как бы нам ни хотелось, все-таки победа нашего вооружения, нашего присутствия в Сирии не может решить всех проблем, и политический диалог нужно вести с разными участниками. И Франция, естественно, является одной из стран, которая имеет свои непосредственные интересы и влияние на тех или иных участников этого конфликта.

Поэтому я думаю, что эта встреча представляет обоюдный интерес, но решение, принимать ли приглашение Олланда, или приглашать Олланда в Москву, конечно, остается за нашим главой государства.

Отмена санкций 

— Приглашение передал министр иностранных дел Франции Жан-Марк Айро, который был в Москве и заявил: "Мы обязаны продолжать углублять обмены. Несмотря на некоторые разногласия, отношения между Францией и Россией всегда были интенсивными". Многие западные политики высказываются в том же духе. Можно ли сказать, что санкции отменят гораздо раньше, чем мы приготовились?

— Если мы вспомним американскую поправку Джексона — Вэника, то она ведь долго не отменялась и после того, как был разрушен Советский Союз, против которого она была применена. Я не думаю, что санкции будут прямо публично отменять, но я думаю, что мы, в конце концов, придем к такой ситуации, когда они как бы будут игнорироваться в каждом конкретном случае.

Но я не думаю, что в ближайшее время их отменят. Это очень удобный способ оказывать какое-то давление (причем совершенно в разных сферах) на Россию. А учитывая то, что мы вступили в этап постоянной, серьезной конфронтации, потепления не будет, будет только более серьезное усиление "партнерских" отношений России с Западом. В таких условиях, конечно, отмена санкций вряд ли будет публично, формально инициироваться.

— Дело даже не в санкциях, а в нормальных отношениях России с Западом и в создании климата доверия. Так ли сильно это зависит от США?

— Мир, конечно, становится все более многополярным, но я бы не преуменьшала влияние США именно в Европе. Мы можем увидеть ослабление хватки американского гегемонизма в азиатском регионе, в Латинской Америке, но Европа остается под пятой американского владычества, причем с каждым месяцем усиливается и экономическое присутствие США. Поэтому я бы такими серьезными иллюзиями здесь не тешилась.

Но в то же время мы можем сказать, что переформатируются отношения в самом ЕС под влиянием всевозможных угроз, и речь идет о борьбе уже даже не столько государств, сколько о неком перетягивании каната, который имеет место между транснациональными компаниями и другими наднациональными игроками. То есть национальные государства не всегда уже являются единственными и определяющими факторами, ведущими игроками мировой политики.

Сегодня очень часто та или иная ТНК может диктовать условия государству. Мы прекрасно видим это на примере Украины, где не столько даже американские политики определяют вектор развития так называемого государства "Украина", а именно владельцы транснациональных корпораций, которые диктуют украинскому руководству те или иные условия.

И в этом смысле ситуация особенно сложная. Конечно, американские компании на порядок сильнее, чем их европейские коллеги, и поэтому финансовое и экономическое давление, конечно, сохранится. Но это не значит, что это влияние будет вечным. Мы прекрасно знаем историю, все империи когда-то терпели крах, только это происходило разными способами и в различных временных рамках. То, что США постепенно близятся к закату своего могущества, очевидно.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Марина Архипова
Марина Архипова — журналист, телеведущая, бывший корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить