Россия и Саудовская Аравия договорятся по нефти?

Москва и Эр-Рияд наводят мосты

Как на данный момент развиваются отношения между Россией и Саудовской Аравией? Можно ли говорить об улучшении взаимоотношений между Москвой и Эр-Риядом? Меняется ли позиция саудитов по сирийскому вопросу? Какие договоренности между Россией и Саудовской Аравией возможны по нефти? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает зампредседателя Ассоциации российских дипломатов, бывший посол России в Саудовской Аравии Андрей Бакланов.

Отношения между Россией и Саудовской Аравией

— В последнее время сотрудничество России с арабским миром развивается весьма динамично. Как меняются отношения с Саудовской Аравией, Катаром и другими странами Залива?

— Наши отношения с этими странами складывались сложно. В Саудовской Аравии они даже были прерваны с 1938 по 1991 год. И в последние годы тоже у нас были определенные разночтения по ряду политических вопросов. Наша линия заключается в том, чтобы полностью задействовать потенциал по тем вопросам, где есть или намечается согласие, и не выпячивать, не ставить во главу угла разночтения.

Наши отношения с Саудовской Аравией и некоторыми другими арабскими странами омрачает различие подхода по Сирии. Но в ноябре 2015 года встреча предпринимателей двух стран в Москве прошла очень успешно.

Также хорошие результаты были достигнуты на совместной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству. Мы условились, что дадим возможность нашим двусторонним торгово-экономическим и научно-техническим связям спокойно развиваться, несмотря на политические разночтения.

В последние месяцы мы отмечаем, что эта нигде незафиксированная, джентльменская договоренность успешно выполняется. На днях консультативный совет (такая форма парламента) и совет министров Саудовской Аравии одобрили соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атома и продвинули целый ряд других очень полезных и далеко идущих соглашений в сфере экономики и научно-технических связей.

Наши двусторонние контакты нормально развиваются в разных сферах. Недавно мы по парламентской линии принимали очень интересную делегацию консультативного совета. Приехало восемь влиятельных членов консультативного совета, включая женщин.

В Саудовской Аравии состоялся очень выверенный, интересный разговор, в том числе по вопросу, как оказывать содействие налаживанию торговли, новым проектам.

Москва и Эр-Рияд наводят мосты. Москва и Эр-Рияд наводят мосты.

— То есть — надо разделять политику и экономику, политически разногласия не должны мешать развитию экономического сотрудничества.

— Даже отделять сферу несогласия от более обширной сферы согласия и продвигать наше сотрудничество там, где есть в этом необходимость и возможность. А это — большая часть спектра наших отношений.

Реалии таковы, что сама жизнь, развитие экономических процессов подталкивают и нас, и арабские страны к взаимному сотрудничеству. В Саудовской Аравии диверсифицируют экономику, в частности в сторону производства сельхозпродукции. Но эта линия себя не оправдала. Воду надо привозить, добывать или перерабатывать, а это — дорого. Солнце палит, и все зеленое превращается в безжизненное.

И они приняли решение: к 2017-2018 годам максимально сократить собственное производство. При этом продукты они будут не просто закупать — они будут создавать совместные производства в других странах, включая Российскую Федерацию. Ведь у нас — четверть самых плодородных земель в мире, тридцать процентов мировых запасов пресной воды и так далее. Мы обеспечены ключевыми компонентами производства продуктов лучше, чем другие страны. И саудовцы готовы наладить совместное производство.

В политической сфере, конечно, самый животрепещущий и сложный момент — Сирия. Саудовская дипломатия вообще сильная, саудовцы много раз подключались в качестве посредников в сложных арабских вопросах. Но не всегда у них удачно все складывалось. Они допустили ряд серьезных ошибок, в частности иногда поддерживали радикальные группировки, которые обещали им распространение ислама.

Саудовцы поддерживали афганский режим, потом — режим талибов. В конце концов, в сентябре 2001 года они оказались в числе трех государств, которые имели с талибами дипломатические отношения. Конечно, это имело крайне негативные последствия.

В Чечне они тоже в какой-то период поддерживали сепаратистов. А потом получилось, как мы им и говорили: когда Россия оттеснит этих боевиков, эти бандиты вернутся к вам. Потом мне их министр внутренних дел сказал, что, к сожалению, получилось так, как и говорила Россия.

Это показало саудовцам, что подпитка всяких элементов террористического, экстремистского толка опасно для самой Саудовской Аравии. В последние годы часть саудовцев выступала за поддержку подобных формирований, но большая часть все-таки считает, что это опасно с точки зрения интересов самой Саудовской Аравии. И Россия всячески побуждает Саудовскую Аравию к тому, чтобы она занимала реалистичную позицию.

Когда произошли события в Ираке и Ливии, сработал американский сценарий, а потом начал осуществляться точно такой же план в отношении Сирии, некоторые специалисты решили, что там такие же события произойдут, включая смену режима. Я тогда находился в составе нашей делегации в Сирии. Президент Асад, встречаясь с нами, сказал: я хочу войти в историю как руководитель страны, где подобного рода сценарии не прошли. Пускай первая осечка у американцев будет на Сирии. И получилось так, как хотел президент Асад, руководство и народ Сирии.

Саудовцы же с самого начала решили, что с Сирией — все ясно, режим падет, Асада не будет. Поэтому они заняли сторону тех, кто, как они думали, придет к власти. И они все карты сдали этим людям.

Более того, они подбили Лигу арабских государств убрать представителя официального правительства Сирии и назначить туда представителя альтернативных сил. Таким образом они рассорились с президентом Асадом. Отыграть назад уже не получается. Поэтому мы сейчас стараемся найти какой-то выход из положения, для того чтобы помочь арабским странам, включая Саудовскую Аравию, преодолеть сложившиеся стереотипы и каким-то образом способствовать мирному урегулированию.

Мы проводим большую работу. Когда принималось судьбоносное решение о спецоперации российских ВКС в Сирии, то президент Российской Федерации включил в число первых телефонных собеседников короля Саудовской Аравии. Между нашими руководителями идет диалог, несмотря на все сложности, и это очень хороший знак. В настоящее время происходит подготовка к визиту короля Саудовской Аравии в Россию.

Диалог по проблемам на Ближнем Востоке

— Может ли в вопросе сирийского урегулирования и других проблемных точках арабского мира взаимодействие между Россией и Саудовской Аравией иметь принципиальное значение? Если нам удастся наладить конструктивный диалог, это поможет нормализации и достижению мира на Ближнем Востоке?

— Я думаю, тезис абсолютно верный и жизненный, потому что сама жизнь, само развитие событий подталкивают нас к этому. Ближний Восток надо вывести из бесконечного состояния войны. Российская Федерация и такие крупные влиятельные страны региона, как Саудовская Аравия, должны еще больше увеличить зону согласия и преодолеть кризисные ситуации. Нам надо выйти на системность отношений. По нефти должна быть системность для создания крупной авторитетной организации нового типа.

Нужно вернуться к идее создания на Ближнем Востоке региональной взвешенной системы безопасности. Начиная с московской встречи 1990 года мы двигались в этом направлении. С 1992 по 1996 год работала многосторонняя группа с участием региональных стран, США и Российской Федерации, очень много полезных вещей было выработано.

И 1992 год был там наиболее спокойным. А потом, к сожалению, взаимодействие рассыпалось. Сейчас мы ставим вопрос о возобновлении движения в этом направлении и создании системы региональной безопасности.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовал

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить