Вашингтону уже не по зубам Латинская Америка

Какие политические процессы сейчас происходят в Латинской Америке? Чем можно объяснить сегодняшнюю нестабильность во многих латиноамериканских странах? Почему левые силы терпят поражения на выборах? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает заместитель директора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов.

Латинская Америка находится в поисках своей идентичности 

- Чем вызваны недавние поражения левых режимов на выборах в ряде стран Латинской Америки? Единая социалистическая партия Венесуэлы проиграла парламентские выборы, Мадуро потерял большинство в парламенте. В Аргентине и ставленник Кристины Киршнер проиграл президентские выборы, к власти пришел неолиберал Маурисио Макри. В Бразилии против президента Дилмы Русеф от Партии трудящихся запущена процедура импичмента. Президент Эквадора Рафаэль Корреа заявил, что ЦРУ дестабилизирует обстановку и он не будет баллотироваться на президентских выборах 2017 года. В Боливии и Никарагуа тоже усиливаются протестные настроения... 

- Есть масса причин помимо ЦРУ. США были, есть и, к сожалению, еще долго там будут пытаться наводить свои порядки. Это - данность. Но надо копнуть все-таки поглубже, и вернуться к природе самого левого поворота, откуда все пошло.

В основе левого поворота - совсем не движение к социализму, абсолютно левые формулы остались в двадцатом веке. Сейчас идет поиск чего-то своего, что было утеряно на заре и в ходе обретения латиноамериканскими странами независимости. 

Вспомним идеалы Симона Боливара и его сподвижников: создать сильную, даже объединенную Южную Америку, которая ни в чем бы не уступала Северной. Но именно поэтому лидеры борьбы за освобождение во многом пытались перетянуть на себя то, что было наработано на Севере. 

Американские конституции были переписаны практически без изменений. Прошло двести лет, но ничего не получилось. Сейчас мы очень много говорим о цивилизационных культурных реалиях, об особой идентичности, о правильной идентичности, что очень важно. Сам Боливар сначала призывал копировать американские демократические институты, а потом уже писал, что не нужно руководствоваться кодексом Вашингтона, а нужна демократия, основанная на своих традициях. 

Во многом недавний левый поворот был таким интуитивным поиском чего-то своего, попыткой вернуться к тому, что было утеряно, потому что ясно уже, что не получилось существенного прогресса и объединения, на которое рассчитывали вначале. Значит, что-то было не так. Значит надо исходить из других реалий. Предпринимательская, производственная, трудовая этика, религия, история, культура, социально-экономическое положение - вот что довлеет. 

В самом левом повороте - два крыла. Радикальное крыло - это Куба, Венесуэла, Боливия. Лидеры радикального крыла решили вспомнить старое - радикальный антиамериканизм, социализм в чистом виде. Но это уже прошлый век.

Но был и другой рукав. И даже в самом названии - Боливарианская ресублика Венесуэла - как раз и коренится эта попытка вернуться к традиционным истокам и основам, осознанно или не очень, каким-то эмпирическим путем нащупать что-то свое. 

Сейчас говорят о закате левого поворота, но это был не левый поворот, а поиск своего. И этот поиск продолжается, просто идет экспериментирование, маятник качается, теперь он смещается ближе к центру, возможно уйдет правее, но потом вернется. И все-таки амплитуда будет сокращаться, но это не статика, а динамика.

Процессы надо рассматривать именно в динамике. А не грубо и шаблонно подходить к этим процессам, что если они не левые, не брызжут слюной против Америки на каждом углу, не происходит там каких-то повальных национализаций, то значит, с ними и дружить не надо. Почему мы считаем, что если не левые, то обязательно проамериканские? Это совершенно не так. 

Просто у нас самих в подкорке сидит, что Латинская Америка - до сих пор сфера влияния США, но там есть ультрареволюционеры, которые рубаху рвут на груди, а середины быть не может. Если не такие, значит - только проамериканские, только предатели национального дела и идеалов.

А сколько раз мы обжигались? А давайте вспомним даже во времена Советского Союза, как мы клеймили латиноамериканских военных постоянно... Но почему-то американцы против них санкции объявили. Это что, они так вот прям за права человека? Да ничего подобного! Эти режимы стали наступать на хвост Соединенным Штатам, американским монополиям. 

Тот же Пиночет, аргентинские и бразильские военные выступали за свои национальные интересы против США, хотя пришли к власти под проамериканскими знаменами. Сначала была полная ассоциация с США во внешней политике, но уже через несколько лет - в 1985 году - тот же антикоммунистический военный режим, генштаб Бразилии рассматривает Соединенные Штаты в качестве потенциального противника. Вот до чего дошло! 

Это - политика ответственного прагматизма неавтоматических союзов, уже в 1970 году они проводили национальный курс. Просто национальные интересы все понимают по-разному. У одних - одна тональность, у других - другая.

Лидеры, которые приходят сегодня к власти, задумываются над другими реалиями, считают необходимым обуздание инфляции. Это же - бич. Они считают, что нужна нормальная экономика для того, чтобы была нормальная социальная политика, ведь если все время только отстегивать из бюджета на нужды бедных, то деньги закончатся, а бедных будет еще больше. Необходимо развивать и диверсифицировать экономику, создать солидную экономическую базу. 

Это нужно и для того, чтобы внешняя политика была независима, несервильна. А то, что она сервильной не будет, доказывает то, что в одном из своих первых выступлений Макри заявил, что не собирается отказываться от требования возврата Мальвинских островов. Если бы он был нацелен изначально на проамериканский курс, он бы не стал так педалировать эту тему. 

Да и что плохого, если у кого-то хорошие отношения с Соединенными Штатами, с Западом? Мы сами к ним стремимся, не всегда получается, но это не наша вина. Американцы не привыкли к равноправному партнерству, особенно там, где они привыкли хозяйничать. И всегда они будут продавливать, надстраивать... 

Бразилия - это другой рукав так называемого левого поворота, там вполне умеренная социал-демократическая модель, и мне кажется, успешная попытка нащупать собственную идентичность. 

Геополитика сегодня важнее всего

- Сейчас просто удивительные вещи происходят. В Латинской Америке - свержение левых режимов, у нас - проблемы, да и во всех мировых регионах - неладно. Так и напрашивается конспирология. 

- Напрашивается. Вот недавно кто-то сказал очень правильную мысль, что экономика важна, нефть важна, все остальное, но геополитика сегодня стала важнее. Мы видим это в Европе, в отношениях к России и везде. Геополитика приобретает совершенно гипертрофированные измерения.

Соединенные Штаты в очередной раз поняли, что у них дом горит - по Латинской Америке левая волна идет, почти везде - левые режимы. Они опять поздновато, но отреагировали. Еще сейчас идут в контрнаступление. И это видно. Кое-что восстановили. 

Кто бы еще недавно мог подумать, что после стольких лет восстановят отношения с Кубой? Что дальше будет, неважно. Санкции, скорее всего, не отменят. Идет заигрывание с Тихоокеанским альянсом. Также будут заигрывать с Бразилией и другими странами Южной Америки, со всеми, кто так или иначе, с их точки зрения, может сделать политику, проводить их интересы в западном полушарии. 

Они тоже чему-то учатся. Но мне кажется, что для них потенциально опасней именно эти серьезные, ответственные режимы, которые блюдут свои интересы, рассчитывая не только на получение каких-то краткосрочных дивидендов. 

Латинская Америка и БРИКС

- Что будет дальше в Бразилии? Она может опять пойти под США? 

- Нет, Бразилия под США не пойдет никогда. Потому что у нее есть опыт, знания, потенциал, у нее - седьмая экономика мира. Сейчас, по данным социологических опросов в Бразилии, 65 процентов населения опасаются интервенций Соединенных Штатов в Зеленую Амазонию, а 67 процентов - в Голубую.

В 2008 году они приняли стратегию национальной обороны, уникальнейший документ, где впервые среди угроз безопасности стране указывается угроза со стороны государства, обладающего неоспоримым военным превосходством. 

- И при любой власти уклон в БРИКС будет сохраняться? 

- Обязательно. Потому что БРИКС - это проводник Бразилии в большую глобальную политику. Нам нужно научиться правильно с ними работать, видеть в них партнеров не второго сорта, а равных с нашими партнерами на Западе, на Востоке, где угодно.

Пора отказаться от предубеждения, что Латинская Америка - это развивающиеся, отсталые страны, которые входят в сферу влияния США. Сейчас - уже совсем не то, что было в прошлом веке. 

Ведь экспортная номенклатура той же Бразилии гораздо более диверсифицирована, чем у нас. Тем не менее мы продолжаем закупать в Бразилии в основном продовольствие и сырье. И они у нас тоже закупают сырье. Вот мы видим друг друга только через эту призму.

Сейчас для нас наступает определенный момент истины в вопросе, как нам относиться к Латинской Америке. Да нормально, как и ко все другим. Сотрудничать надо взаимовыгодно. Нельзя слушаться наших либералов, которые говорят: раз пришли правые, теперь с ними не стоит и возиться. Ну, тогда нам вообще отовсюду надо уходить, замыкаться в себе, сразу поднять лапки кверху и идти на поклон... 

Я не люблю вот этих штампов - левый, правый... Это - прошлый век, это все слишком грубо, черно-белое деление. В жизни - все не так, гораздо богаче. Просто надо работать со всеми политическими силами. Нечего нам чураться никого. Мир богат и разнообразен. Надо приветствовать любое сотрудничество, думать, как нам что-то сделать вместе, искать точки соприкосновения.   

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев 

Беседовала

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить