Опыт Кубы: При санкциях можно жить и жиреть

Главное ощущение, которое остается после посещения Кубы, состоит в осознании того, что лидер острова Свободы Фидель Кастро уходит непобежденным после почти полувека попыток США задушить кубинскую революцию. Если вдуматься, это важнейшая вещь, это принципиальная вещь именно для нас, оказавшихся под санкциями западного мира.

Кубе надо выходить из мобилизационного состояния

Куба, которая была под санкциями с 1960-х годов, в конечном счете, преодолела эти санкции, и этот урок мы должны твердо усвоить — не так страшен черт, как его малюют, при санкциях можно жить, и не только можно выживать, но и устойчиво и динамично развиваться. Больше того, тот жесточайший кризис, который после распада СССР охватил всю кубинскую экономику и был вызван степенью вовлеченности Кубы в междунродное социалистическое разделение труда в рамках Варшавского договора, тоже к настоящему моменту полностью преодолен.

Фидель Кастро и Рауль Кастро оставляют Кубу следующим поколениям руководителей полностью готовой к экономическим реформам, которые пока, как ни странно это звучит, фактически и не начинались. Пока речь идет только об очень осторожном нащупывании направлений и инструментов реформы.

Частично это связано с личностями нынешних кубинских руководителей. Фидель уже достаточно пожилой человек, а Рауль в принципе не очень ориентирован на экономическое управление — он по своему складу характера силовик, человек, занятый обеспечением национальной безопасности и обороноспособности Кубы, и экономика просто ему менее интересна. Каждый должен делать свое дело.

Следующее же поколение кубинских руководителей будет практически неизбежно проводить экономические реформы по очень простой причине: нынешний характер экономики Кубы носит мобилизационный, чрезвычайный характер, вызванный чрезвычайными условиями, в которых оказалась Куба. Сейчас же необходимость в мобилизационном характере экономики просто отсутствует. Куба преодолела кризис, и это очень важно понимать.

Экономика Кубы

Одних канадских туристов в этом году посетит Кубу около полутора миллионов человек. Если предположить, что каждый канадец тратит на Кубе примерно 2000 канадских долларов, то это будет означать, что только канадцы только в рамках туризма за год оставят на Кубе огромную сумму в три миллиарда, а может быть, и больше. А ведь туризм не главная статья валютного баланса острова Свободы.

На Кубе практически завершена монетарная реформа, существовавшая раньше бивалютная система простого кубинского песо и конвертируемого песо скоро будет отменена, практически обе денежные единицы уравнены в правах и свободно обмениваются, просто кубинцы думают, как технически провести объединение двух валют.

По части инвестиций — Запад (не считая США, прежде всего Европа, Канада, Мексика, а также другие страны Латинской Америки) готов буквально завалить Кубу новыми инвестициями, но проблема в том, что Куба испытывает дефицит капитала, но она также испытывает и острый дефицит рабочих рук.

Остров достаточно большой, а живет на нем всего 11 миллионов человек, два миллиона из которых — в Гаване, и в этих условиях кубинцы не очень готовы пока открывать свою экономику для инвестиций из западных стран. Тем не менее европейские бизнесмены буквально рвутся на Кубу.

Куба сделала основным направлением развития инвестиции в человека. Это касается, прежде всего, здравоохранения, которое на Кубе великолепно, и образования. Причем в отношении здравоохранения следует иметь в виду, что подготовка медицинских специалистов поставлена на поток, и многие крупнейшие страны Латинской Америки, такие как Бразилия или Венесуэла, привлекают к себе кубинских фрачей, фельдшеров и санитаров в огромных количествах. И переводы платежей за кубинских специалистов в Латинской Америке стали одним из важных средств валютного баланса, хотя, конечно, они уступают сахару, никелю и туризму.

Как ни странно, практически не началась реформа в сельском хозяйстве, а пока реформы касаются, прежде всего, сектора услуг и макроэкономики — успешно завершается монетарная реформа, создавшая свободно конвертируемую валюту. И в ближайшее время произойдет конвергенция кубинского песо и конвертируемого песо, оставшиеся сложности носят технический характер.

Не создана еще система кредитования частного бизнеса, но потребности в ней настолько очевидны, что не вызывает сомнения, что для кубинских руководителей нового поколения, которые будут ориентироваться на реформы, реформирование кредитной системы и создание единой денежно-кредитной политики будет одним из приоритетов.

На Кубе практически нет организованной оппозиции

При этом на Кубе практически нет организованной оппозиции. Дело в том, что мобилизационный характер социалистической экономики вполне обеспечивает бедным слоям населения приемлемый уровень жизни (заметно выше, чем, например, у мачетерос в Санта-Доминго, не говоря уже о Гаити). Те продукты, которые распределяются за бесценок по карточкам, в условиях, когда люди получают двухразовое полноценное питание на работе, а дети — в школах, вполне достаточны. А люди, которые недовольны сложившейся ситуацией, имеют право получить убежище в Соединенных Штатах Америки. И недовольные просто уезжают.

То крайне небольшое количество людей, которые ходят по Гаване с плакатами против правительства, вообще не преследуется. Если к ним подойти поговорить, то они оставляют ощущение людей, очень довольных своей жизнью. За ними, понятно, спецслужбы наблюдают, но политических заключенных на Кубе нет, а те, кого называют политическими заключенными, обычно сидят за экономические преступления, прежде всего за преступления валютного характера.

Россия и Куба

И для России очень важно не потерять Кубу. Хотя сейчас, конечно, в Латинской Америке Куба не является важнейшим торгово-экономическим партнером России, заметно уступая таким странам, как Аргентина или Бразилия. Но сейчас, когда кубинцы готовы приоткрыть двери для инвестиции, там сразу же начнется жесточайшая конкуренция между иностранными инвесторами.

Надо заметить, что правительство России принимает меры для обеспечения преемственности позиций России на Кубе: последний кредит более чем на миллиард был предоставлен несколько месяцев назад на строительство четырех блоков тепловой электростанции и реконструкцию металлургического комбината.

Говорят, что это будет последняя ТЭЦ на Кубе, и теперь кубинское правительство будет ориентироваться на нетрадиционные источники генерации электроэнергии. Существующих тепловых мощностей хватает, но на Кубе нет своих нефти, газа и угля. И если во всем мире считается, что нетрадиционные источники электрической генерации дороже, чем традиционные, то для централизованно-планируемой экономики Кубы переход к возобновляемым источникам энергии вполне оправдан и эффективен.

Но и российскому частному бизнесу сейчас очень важно попытаться зацепиться за Кубу. Конечно, там есть серьезные проблемы. Например, когда была низкая конъюнктура мирового сахарного рынка, некоторые сахарные заводы на Кубе были заброшены, а когда цены на сахар стали расти, кубинцы при их восстановлении обнаружили, что нуждаются в современных технологиях, в современном управлении сахарными предприятиями, и готовы их восстанавливать на паях с европейцами.

Но эти сахарные заводы были национализированы, и в США живут их хозяева и их наследники, и как только какая-нибудь компания пытается заключить договор о совместном управлении сахарными заводами на Кубе, тут же в США против нее подаются иски, что создает дополнительные сложности для инвесторов.

Но эти сложности понимаются европейским бизнесом не как повод для отказа от инвестиций на Кубе, а как стимул искать новые пути. И русскому бизнесу нужно быть, как говорится, в положении низкого старта, потому что реформы вот-вот начнутся, стоит уже сейчас начать тщательную проработку своих потенциальных проектов на Кубе.

Сейчас остров Свободы с неизбежностью ждет экономический рывок. Для модернизации экономической экономики, инфраструктуры и вообще народного хозяйства Кубы все условия созданы — правительство Кубы сделало все, что оно должно было сделать, и страна станет латиноамериканским экономическим тигром. И очень важно не упустить этот момент.

Мне кажется, российскому бизнесу следует начать интенсивно работать с кубинскими руководителями, чтобы быть готовыми, как только они приоткроют дверь, вступить в равную конкуренцию с европейским, прежде всего испанским, но не только, капиталом, и с латиноамериканскими странами.

А мы будем с удовольствием, с интересом наблюдать за тем, как победившая свободная Куба будет продолжать свое развитие в новых условиях.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить