Будет ли в Приднестровье новая война

Приднестровье готовится взгреть Саакашвили

Эксперты не исключают в Приднестровье начала второй военной кампании. Видится, что Саакашвили поставили руководить Одесской областью не зря. Да и кольцо блокады вокруг Приднестровья сужается. Бывший замминистра госбезопасности Приднестровья Олег Гудыма, побывавший в эфире Pravda.Ru, также не исключает в ближайшее время диверсий против ПМР.

— Олег Андреевич, как организуется обеспечение безопасности жителей Приднестровья в настоящий момент? Ведь обстановка вокруг республики накалилась? Какой настрой у приднестровцев?

 - Накалилась, конечно, сильно, но не резко. — Все шло к тому: блокадные, можно сказать осадные мероприятия, экономическое давление все время усиливались. А после прихода к власти в Киеве промайданных сил ситуация стала усугубляться, тем более с назначением Саакашвили на должность губернатора Одесской области. Это тоже нам сигнал о том, что Киев усиливает давление на Приднестровье.

Кроме того, просматривается и нежелание продолжать миротворческую операцию, ставятся препятствия ротации российских миротворцев.

Все это негативно влияет на настроения населения, но люди не в панике. Население Приднестровья давно привыкло жить в условиях постоянного давления. Оно постоянно усиливалось, изобретались какие-то новые формы и методы. Дошло даже до того, что стали требовать регистрации приднестровских предприятий в Молдове, таможенное двойное оформление, двойное налогообложение… Но в любом случае народ готов сопротивляться и отстаивать свои интересы и права.

2 сентября республика будет отмечать 25-летие со дня создания. Органы безопасности были созданы только 16 мая 1992 года. И мы почти с нуля создавали все структуры госбезопасности, которые должны быть в любой стране. Упор был сделан на набор новых сотрудников, их обучение, подготовку. Это страшно трудный процесс, но потихоньку были созданы все необходимые подразделения для обеспечения госбезопасности республики.

Когда пришел новый президент Евгений Шевчук, я был уже вне этой работы по возрасту, но пытался довести до него, чтобы он оставил как можно больше старых сотрудников в составе министерства безопасности, но к большому сожалению, он не прислушался к этому, назначил на пост руководителя Финагина, далекого от этой деятельности.

Министерство преобразовали в Комитет госбезопасности. С моей точки зрения, это было сделано для того, чтобы не укрепить госбезопасность республики, а наоборот, разрушить.

Я довольно часто туда езжу, у меня такое впечатление, что органы безопасности постепенно ослабляются. Там сейчас — уже четвертый руководитель, бывший военный профессионал, но тоже далекий от специфики госбезопасности. Наверное, что-то у него получается, что-то не получается.

Я с ним встречался, разговаривал в сентябре прошлого года. Как человек он произвел неплохое впечатление, а как профессионал… Судя по тому, что происходит, республика многое потеряла, утратила в плане госбезопасности. Это, конечно, не радует, мягко говоря, особенно в связи со складывающейся обстановкой.

К сожалению, сейчас опасность попыток силового решения нарастает. Я хотел бы, чтобы на это обратило внимание руководство РФ и наши страны-посредники. Кстати говоря, Украина также является одной из стран-гарантов мирного урегулирования, как и Россия. Украинцы тоже участвовали в миротворческих операциях, встречах, переговорах и т. д.

Военные наблюдатели от Украины вместе с россиянами, молдаванами и приднестровцами начали совершать поездки по зоне безопасности, контролировать ситуацию. Тогда это все положительно сказалось на обстановке.

— В чем сейчас проявляется ослабление работы Комитета госбезопасности?

 - От старого костяка, который был создан, в том числе с моей помощью, осталось буквально несколько человек. Там очистились от старых кадров, а новые недостаточно хорошо подготовлены, к сожалению. Из-за сложившейся внутренней ситуации некоторые опытные сотрудники намереваются до конца контракта дослужить и тоже просто уйти.

Глядя на то, что происходит, они понимают, что нынешний руководитель республики не нуждается в их работе. Он какие-то функции госбезопасности передал в структуру под названием Служба безопасности президента, но это не пошло на пользу, а принесло только вред.

— Как вы считаете, почему Шевчук так относится к службе безопасности?

— Он бывший сотрудник МВД, капитан милиции. Видимо, поэтому у него есть какое-то предубеждение к органам безопасности. Хотя я ему говорил, что эта структура должна выполнять свои функции.

— По каким направлениям идет подрывная деятельность против Приднестровья?

 - По всем направлениям. Диверсионная и террористическая деятельность была пресечена еще в 1992 году. Конечно, такая угроза всегда была. За счет того, что у нас, в принципе, были установлены контакты со службой безопасности Молдовы, удавалось решать вопросы на нормальном уровне.

Другой вопрос, что проводилось создание "пятой колонны" внутри республики, приобретение агентурных позиций в силовых структурах. Были разоблачения завербованных Кишиневом. Они хотели знать все, что у нас происходит.

Вне всякого сомнения, там очень активно работают технические службы разведок, которые снимают информацию с различных каналов связи. Возможно и возобновление диверсионной деятельности в связи с обострением ситуации.

— Как вы считаете, в ближайшем будущем Киев или Кишинев могут напасть на Приднестровье?

 - Моя точка зрения должна базироваться на какой-то информации. Но ситуация на Украине настолько сложная и тревожная, что внушает серьезные опасения. Назначение в Одессу человека, у которого есть опыт разжигания конфликта, оптимизма тоже не внушает. Саакашвили напал на Южную Осетию и потерпел поражение. Понятно, что у него есть желание взять реванш. А тут — как раз тоже российские миротворцы на берегах Днестра.

Там было нападение на миротворцев, погибло несколько десятков российских миротворцев. Причем там тоже были совместные силы, и грузинские миротворцы начали стрелять в своих же коллег, в своих товарищей по миротворческой деятельности. Такому преступлению даже определения нет, просто немыслимо.

Можно предполагать, что назначение Саакашвили — это как раз для того, чтобы, во-первых, усилить блокаду Приднестровья, а во-вторых, чтобы готовить какие-то силовые действия. Конечно, своих миротворцев Россия никогда не даст в обиду. И вот это как раз может быть использовано отвязными украинскими и молдавскими политиками.

Им может приказать вашингтонский обком, но я думаю, что у некоторых из них все-таки есть головы на плечах. Я не думаю, что они пожелают это сделать.

Другой вопрос, что усиление блокадных мероприятий, приостановление экономической деятельности — это будет очень тяжело для Приднестровья. Но в любом случае, Приднестровье с точки зрения продовольственной безопасности самодостаточно.

Ситуация вокруг республики очень сложная, взрывоопасная, достаточно небольшой искры, чтобы она вспыхнула. Тучи сгущаются. Но положение не настолько тревожно и трагично, как в Донецке и Луганске. Потому что военный и другой опыт все-таки есть, хозяйство и структуры налажены. Люди готовы.

Из всех горячих точек на территории бывшего СССР в Приднестровье раньше всех в полном объеме были созданы атрибуты государственности. Все-все, что нужно иметь государству, сделано. Все это функционирует. И если бы нам не мешали, то Приднестровье было бы, наверное, цветущей республикой.

Читайте также: 

Константин Сивков: Ядерный конфликт в Европе маловероятен, но возможен - в Приднестровье

НАТО: Интерес к Донбассу угас. Пора в ПМР

Президент ПМР Евгений Шевчук разваливает службу безопасности страны - мнение

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить