В Армении пока Майдана нет, но он будет. Интервью с Владимиром Роговым

Ереван и Баку: один Майдан на двоих

Протесты в Ереване с легкой руки журналистов получили название "вялотекущий тарифный Майдан". Но действительно ли речь идет о цветной революции? В пользу версии о Майдане есть много фактов, тем не менее ряд экспертов считают, что протесты в Армении вызваны только внутренними причинами. Такой точки зрения придерживается эксперт Владимир Рогов.

— Владимир, в Армении, в Ереване, с 19 июня начались протесты, формальным поводом для которых стало повышение тарифов на электроэнергию. С того момента, когда полиция жестко разогнала эту демонстрацию, там продолжается нечто вроде вялотекущего майдана. Согласитесь ли вы с таким определением?

— Нет. Я не соглашусь, что в Армении сейчас идет майдан. Здесь очень важно называть вещи своими именами, потому что, подобрав неправильное определение, мы можем потерять доверие тех людей, кто является нашими друзьями, соратниками и теми людьми, которые однозначно настроены на сотрудничество и взаимопонимание.

Если говорить об общественных протестах по росту стоимости электроэнергии, надо понимать, что первые протесты произошли еще в мае, когда была отправлена заявка на повышение электроэнергии на 40 процентов. Люди, услышав это, сразу выступили против, потому что электроэнергия в Армении и так самая дорогая на постсоветском пространстве.

— Откуда там самая дорогая электроэнергия, когда там есть и АЭС, и ГЭС, и тепловые электростанции, работающие на газе?

— Но стоимость электроэнергии для пользователей самая высокая.

— А себестоимость самая дешевая?

— Не уверен, что самая дешевая. Например, если говорить о той же армянской атомной станции, то сейчас там работает всего один энергоблок, потому что второй так и не восстановлен. Поэтому атомная станция, которая вроде дает самую дешевую электроэнергию, дает всего лишь в пределах 30 процентов электроэнергии.

Проблема атомной станции еще и в том, что к 2016 году она должна быть закрыта. Потому что в очередной раз закончился срок ее эксплуатации. И в 2016 году этот срок будут пересматривать, продлевать, но для этого нужно техническое перевооружение, модернизация, а это минимум 350, максимум 600 миллионов долларов. Это колоссальные деньги для трехмиллионной Армении.

Если говорить о гидроэлектростанциях (ГЭС), то в последнее время водозабор очень сильно снизился. Здесь сказалась и засуха, и не такое большое количество дождей, и не такое обильное таяние снегов, и, соответственно, наполняемость тоже не столь высока. Поэтому если говорить по себестоимости электроэнергии от ГЭС, она тоже не низкая.

Самое главное, чтобы мы не допустили раскачки ситуации, когда недовольство повышением тарифов перехватят внешние силы и превратят в Майдан. Вот здесь самая большая ответственность лежит на СМИ. Некоторые российские СМИ допустили ошибки, когда начали говорить о проплаченных акциях, о майдане и о всем остальном.

Поставьте себя на место человека, который вышел и абсолютно искренне недоволен повышением тарифов, и вдруг он включает телеканал, телевидение, и слышит, что он агент госдепа, и, оказывается, чуть ли не антироссийский, а если антироссийский, то значит и антиармянский активист.

— То есть, вы считаете, что протесты в Армении — это никакие не инспирированные внешней силой протесты, а протесты просто недовольных повышением тарифов на электроэнергию граждан. То есть, никаких политических мотивов под этими протестами нет?

— Пока именно так. Пока. Успешность майдана — это две составляющих. Первая — это предательство элит, и это одно из основополагающих, на самом деле, потому что когда происходит предательство элит, они подсиживают своего лидера, и за какие-то определенные коврижки от англосаксов совершают переворот.

И вторая составляющая, не менее важная, — это разжигание страстей, эмоций. Когда эмоций очень много, тогда включается принцип "верю — не верю". Вот верю этому человеку или не верю, что бы ни говорили языком аргументов.

— Владимир, я с вами немного не соглашусь. О том, что в Армении сценарий развивается по лекалу цветной революции, говорят факты. Во-первых, визит Виктории Нуланд, после которого в армянской оппозиционной прессе появился ряд статей о том, что этот визит знаменует начало окончания влияния России в Армении, что означает начало влияния Соединенных Штатов. Сразу после визита армянское правительство продало комплекс Воротанских ГЭС американской компании за 180 миллионов долларов. И сразу после этого вдруг реки стали маловодные.

Во-вторых, интервью Пола Крейга — это чиновник из бывшей администрации Рейгана, который в интервью одному армянскому СМИ сказал, что когда приезжает Нуланд — это всегда знак того, что в стране готовится цветная революция. И он прямо сказал, что следующей за Украиной будете вы, армяне, поэтому готовьтесь. Об этом же свидетельствует то, что сейчас оппозиция выступает с таких позиций, что все в правительстве продажные, что компания "Электрические сети Армении" — это российская компания, которая повышает тарифы, находится в сговоре с правительством Армении, нужно насильственное свержение президента Армении. То есть, с моей точки зрения, никакого обычного социального протеста нет, а есть сценарий цветной революции.

— Хорошо. Во-первых, если говорить по поводу интервью Пола Крейга, то надо сказать, что он давал его Арману Бошяну, Ереванскому геополитическому клубу. Это очень системные ребята, очень патриотично настроены, действительно настоящие патриоты Армении, прекрасно понимающие, что Армении нужно и важно. Поработав по всему миру, они прекрасно понимают, что наиболее выгодным для Армении является Евразийский и Таможенные союзы.

Во-вторых, визит Нуланд в Ереван состоялся 18 февраля. Накануне был визит в Баку, накануне был визит в Тбилиси. Однозначно, американцы чувствуют, что начали терять степень влияния в кавказском регионе, потому что Грузия все больше смотрит в сторону Европы, а не в сторону США.

Сейчас, на самом деле, параллельно армянским событиям начала происходить раскачка ситуации в Азербайджане. Я напомню, только за полгода 2014-го года американцами было выделено свыше 250 миллионов долларов наличных средств на поддержку НКО. Для понимания: 250 миллионов для Армении — это вполне соизмеримо с теми же 5 миллиардами долларов, которые были потрачены на Украину.

Так вот, если говорить об элементах цветной революции, однозначно, они там уже начинают присутствовать. Они не могут там не присутствовать. Во-первых, туда высадился десант от украинской хунты. Так называемые "активисты". Но пока ереванская улица — самоорганизующаяся.

— Сейчас в прессе акцентируется внимание именно на влиянии российской "дочки" ИНТЕР РАО, которая называется "Электрические сети Армении", что компания перекладывает свои убытки, 200 миллионов долларов, на потребителя. То есть именно Россия виновата в том, что повысились тарифы. И на фоне этого преподносится приобретение каскада Воротанских ГЭС американцами, как некая альтернатива, которая может стабилизировать цены.

— Очень важно все проблемы проговаривать с людьми. Доля ГЭС — это 30 процентов электроэнергии. Это колоссальное количество. С 8 июня они под контролем американцев, а о подорожании прозвучали цифры еще в мае. То есть, до взятия американцами контроля. Народу надо показывать баланс, надо показывать цифры, какие есть. Естественно, есть проблема на той же атомной станции, потому что, по сути, Армения в экономической блокаде.

Мы прекрасно знаем непростые отношение с Азербайджаном, которые только-только начали выстраиваться. С другой стороны, мы знаем не очень простые отношения с Турцией, тем более с учетом признания геноцида многими странами. И колоссальную экономическую удавку со стороны Грузии. Грузия вроде как лояльна, но включает цены по транзиту товаров в Армению таким образом, что за это небольшое расстояние, которое проходит газ из России в Армению через Грузию, он дорожает по цене транзита больше, чем через всю Украину. Хотя через всю Украину — это тысяча с лишним километров. Так что позиция Грузии, мягко говоря, не очень хорошая.

Если говорить об армянской АЭС, то, например, значительная часть и топлива, и необходимых элементов туда доставляется самолетами. А это большие деньги.

— А почему они не национализировали эти ГЭС, не взяли на свой баланс, а продали американцам?

— Я не могу влиять на позицию армянского правительства. Да, и мы прекрасно понимаем, что на самом деле Саркисян — это тот же Янукович в плане топтания. На мой взгляд, здесь важно понимание того, что средняя зарплата в Армении, по статистике, 300 с копейками долларов. Реально 250 — 270 где-то средняя зарплата. То есть средняя зарплата там в пределах 14 тысяч рублей, например. А стоимость электроэнергии сейчас повышается, по сути, до 5 с чем-то кВт/ч на человека. Готовы ли вы платить при зарплате 14 тысяч рублей? Это очень тяжело.

Я бы сейчас не повышал тарифы, я бы месяц, два, три оттянул, провел расследование, показал реальные цифры, задал вопрос, в том числе и по обоснованности зарплат топ-менеджмента энергокомпаний, могут ли они получать столь высокие зарплаты в столь бедной на сегодняшний день стране. И, проведя аудит, тогда б вынес эту проблему на слушания.

Читайте также:

За чьи пирожки майданят в Армении

Владимир Рогов: "На крышах домов в Ереване могут появиться снайперы"

Демарши в Армении — дело рук США — политолог

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить