Если Молдавия войдет в НАТО, то потеряет Гагаузию

Молдавия: Цена места в НАТО - Гагаузия

Власти Молдавии проводят прорумынский и прозападный курс, хотя в последнее время притормозили это движение. Опросы свидетельствуют, что более половины граждан хотят вхождения Молдавии в ТС. Особенные пророссийские настроения наблюдаются в Гагаузии. Об этом в эфире видеоканала Pravda. Ru рассказал Руслан Гарбалы, глава движения "Добро в единстве".

— Руслан Петрович, 22 марта в Гагаузии пройдут выборы нового главы — башкана. Вы претендент на пост башкана. Какая обстановка в Гагаузии?

 - Да, 22 марта у нас состоятся выборы в башканы нашей автономной республики в составе Республики Молдова. Все население Гагаузии сейчас бурлит из-за предстоящих выборов. Сейчас представлено 12 кандидатов, зарегистрировано пока только 10. Еще не все претенденты собрали подписи. Это первый случай в истории Гагаузии, когда такое количество кандидатов будет пробовать себя на роль башкана.

И соответственно СМИ и периодика разогревают ажиотаж вокруг этого события. Но, на самом деле, жизнь нормально продолжается, люди работают, верят в светлое будущее, надеются, что с приходом нового башкана что-то будет новое, что-то поменяется в лучшую сторону.

У вас парламентская республика или президентская?

— У нас парламентская республика. Башкан — руководитель исполнительной власти, как премьер-министр. А законодательный орган у нас — Народное собрание. Оно определяет роль Гагаузии в мире, решает основные внутренние политические и экономические вопросы, утверждает общий курс.

— А от башкана все-таки много зависит?

— Конечно-конечно.

— С чем вы и другие кандидаты идете на выборы?

 - Опять же первый раз в истории Гагаузии за пост башкана борются независимые кандидаты. Все — независимые, точнее позиционируются как независимые. Даже если человек имеет партбилет в кармане, то идя на выборы на 22 марта, он говорит, что идет независимым. В этом смысле держу лидерство, потому что у меня за всю жизнь ни одного партбилета в кармане не было, ни одной партии я не принадлежал.

Был только комсомольцем в Советском Союзе. Я никогда не принадлежал и не буду принадлежать ни одной партии. Это очень важно. Потому что остальные кандидаты принадлежали какой-то партии или сейчас находятся в какой-то партии, некоторые поменяли несколько партий. Но все кандидаты будут настаивать на том, что они самые пророссийские, самые провосточные.

Причина в том, что ровно год назад был референдум, где 98 процентов гагаузов высказалось за Таможенный союз. Также было подтверждено, что если Молдавия вступает в Евросоюз или НАТО, то Гагаузия имеет право на самоопределение. Поэтому все наши политики — тоже пророссийские и провосточные.

Если кто-то из кандидатов явно будет говорить, что он за евроинтеграцию, что он принадлежит какой-то партии, то это явный будет провал на выборах в башканы Гагаузии. Я настаиваю, что надо навести порядок в финансах Гагаузии. Это — самое первое.

— Кого вы видите своим главным противником на выборах?

 - Главным противником я никого не вижу по той причине, что я отдельный кандидат. Я выходец из бизнес-среды и ни дня не был чиновником. Я начинал работу в колхозе еще в советское время экономистом. Затем — два года в "Гагаузбанке", потом — частное предпринимательство. Занимался табаководством, реализацией табака в Республике Молдова и России.

Затем работал на Кишиневском шампанкомбинате "Висмос" коммерческим директором и генеральным директором коньячного завода "Арома". Опять работал в банке. А с начала 2013 года по сегодняшний день — открытая фирма "Транстрим-М", которая занимается оптовой торговлей кормов для сельхозживотных. Она зарегистрирована на юге Молдовы, прекрасно работает и исправно платит налоги.

— А почему гагаузы практически единогласно сделали выбор в сторону России?

 - Это объясняется даже исторически. Гагаузы обосновались на юге Молдовы, в Бессарабии, на землях, подаренных Российской империей. Еще оттуда идут корни и причины. Более 200 лет назад Российская империя подарила эти земли гагаузам и болгарам, которые переселились с северо-восточной части Болгарии в Бессарабию. Да и в Европе многие народы настроены пророссийски. Но правительство ведет совершенно другой вектор. То же самое в Молдавии делают.

У нас не только гагаузы пророссийский настроены, но и болгары. Потому что когда переселялись гагаузы, они переселялись вместе с болгарами. И у нас есть локальные места жительства гагаузов, которые компактно проживают на юге Молдовы, так же — компактное проживание болгар. Эти два народа очень пророссийски настроены.

В 1905–1907 годах было комратское восстание, когда Румыния хотела овладеть этими землями и овладела ими. Но гагаузы и болгары были против этой аннексии и видели себя только в составе Российской империи.

Советский Союз нас сплотил еще больше, гагаузы считают русский язык вторым родным. На бытовом уровне у нас разговаривают на гагаузском, а во всех общественных местах — только на русском. И люди видят свою защиту в составе России.

— Вы бизнесмен. Какой российский бизнес сейчас присутствует в Гагаузии?

— Российский бизнес практически никак не присутствует. Надо сделать так, чтобы торговля Гагаузии с Российской Федерации возобновилась. При определенных условиях это возможно. Российская Федерация открыла единое окно торговли с Гагаузией. Но оно не работает ввиду того, что гагаузской стороной не выполняются договоренности.

— А проблема федерализации Молдавии сейчас стоит?

 - Нет. Проблема федерализации страны не стоит. Молдова сама для себя должна понять, как быть с Приднестровьем. И определиться с вектором своего развития. То ли это будет восточный вектор развития, то ли будет западный вектор развития. Прошлое правительство подписало договор об ассоциации с Европейским союзом.

По плану мы должны в 2015 году подавать заявку на членство в ЕС, но нынешние ведущие парламентские фракции заявили о том, что рано еще подавать заявку на членство в ЕС. Новое правительство после ноябрьских выборов до сих пор не сформировано.

Мы еще стоим на пороге. Если со второй попытки не будет избран премьер-министр, то будут перевыборы в Республике Молдова. А это дополнительные затраты, опять же какие-то откаты в экономике назад, весь бизнес останавливается на период выборов. Глубокие вопросы стоят.

— Есть прогнозы, что Молдова пойдет по пути Украины. Какие-то волнения будут из-за этого раздвоения. Но у вас все спокойно. Почему?

 - Да, слава Богу, у нас все спокойно. Я считаю, что все-таки средства массовой информации немножко накаляют ситуацию. Люди, которые здраво смыслят, понимают, что мы не стоим на пороге украинского сценария. Да, он — где-то недалеко, он — рядом. Вполне возможно у нас пойдет по такому сценарию.

Но прямо сейчас этот вопрос остро не стоит. Это возможно только тогда, когда будут резкие движения Молдовы в другую сторону нежели пожелания жителей, в том числе людей Гагаузии. Допустим, если Молдова теряет свой статус…

— Да, но вам проще, чем Приднестровью. У вас Конституция предусматривает возможность выхода. И никаких вопросов у международного сообщества так называемого не должно быть.

— Вопросы все равно возникнут.

— У Гагаузии есть какие-то договоренности с Приднестровьем?

— Мы имеем какие-то локальные договоренности с Приднестровьем об экономическом сотрудничестве. Бизнес какой-то налажен с ними. Торговые отношения есть. Есть какие-то комиссии совместные. Но более глубоких договоренностей у нас нет.

— Гагаузия — дотационный регион или донор?

 - Донор. И скорее необходимое даже недополучает. Население Гагаузии моложе, чем в среднем по Молдове, а пенсии у нас ниже. Значит, что-то неправильно. У нас на учителей нагрузка приходится больше, но наши учителя получают меньше.

Более того, в последнее время мы видим, что не все права и положения нашей автономии соблюдаются. Например, таможня перешла в Молдову. Надо исходить из статуса автономии, привести порядок в соответствие с законом, навести порядок у себя.

Затем можно дать гарантии нашему главному партнеру — Российской Федерации о том, что мы будем четко выполнять свои договоренности. Тогда будет торговля. А от торговли будут финансы, которые надо держать в порядке, правильно их распределять и расходовать. Естественно, тогда наши люди будут меньше выезжать на заработки за границу, потому что у нас будет работа.

— А куда гагаузы ездят работать?

— Большинство гагаузов ездят в Россию.

— В интернете появилась Бессарабская народная республика. Что это такое?

— В интернете много чего напишут. Бессарабская народная республика подразумевает объединение 80 процентов гагаузов, которые живут в Молдове, и 20 процентов, которые живут в Одесской области. Это нереально. Националисты продвигают такую идею, но их очень мало. У нас идея другая, очень простая. Гагаузы находятся в составе Республики Молдова. Мы подчиняемся законам Республики Молдова. И мы будем просить, наша команда, я лично буду просить Кишинев разговаривать на равных с нами.

Да, мы уважаем законы Республики Молдова, но и Молдова должна уважать законодательство Гагаузии, наш статус. И тогда все будет в порядке.

Не будет сепаратизма, не будет никаких разговоров о том, кто-то куда-то отделяется. Гагаузы очень прекрасно связаны с Молдовой. И Молдова связана с Гагаузией. Есть прекрасные дружественные отношения. Никто не претендует ни на что. Гагаузы говорят: люди добрые, у нас автономия, но в составе Молдовы. Давайте дружить. Дайте нам развиваться, чтобы у нас была вера в завтрашний день.

Но, если будет радикальное отношение со стороны Молдовы, естественно, будут радикальные отношения со стороны Гагаузии. Не дай Бог к этому придти.

Беседовала Любовь Люлько 

Читайте также: 

Гагаузы поддерживают Россию в украинском конфликте - мнение

Приднестровье развалило СССР - оно и соберет

Le Monde: Гагаузия не хочет терять Россию

СМИ: Молдавия начала уничтожать Гагаузию

Руслан Хасбулатов: Евросоюз готовит Молдавии судьбу Греции

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *