Россия не умеет пользоваться"мягкой силой", а начинать надо с простых вещей

Изоляция России - миф или реальность?

Запад сделал ставку на изоляцию России в мире. Российские власти опровергают факты, но сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет. То, что отношения ухудшились, российский турист чувствует практически в любой стране мира, не говоря уже о Европе. Есть ли у России контрмеры "мягкой силы"? Конечно, есть. И начинать надо с простых вещей.

О тактике Запада пишет не только американская и западноевропейская пресса, но и, например, сербская газета Blic. "Изоляция Путина (на саммите G20 в Брисбене) указывает на большую проблему, и это одно из самых больших поражений Путина на посту президента", — пишет газета. Помимо Белоруссии и Армении, единственная европейская страна, в которой Путин может рассчитывать на теплый прием, — это исторический союзник Сербия, утверждает автор статьи и делает вывод, что у России сегодня в Европе союзников практически нет. "Причина не в том, что НАТО завоевал большую часть Восточной Европы, а в том, что внешняя политика Путина имеет нулевой выход, в ней огромная "мягкая сила" России — российская культура, русский язык, знания, имидж России — не играют никакой роли, и она (политика) сводится к экономическим рычагам власти и, если это необходимо, вооруженным силам. Украина является последним примером", — написала газета.

Российские власти опровергают, что Россия изолирована. Об этом неустанно говорят и министр иностранных дел Сергей Лавров и сам президент. Но они, скорее, выдают желаемое за действительное. Многие энергетические проекты России в Европе проваливаются именно потому, что местная общественность до сих пор воспринимает Россию как наследницу СССР с его диктаторскими наклонностями.

Об этом, например, сказала Pravda. Ru научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Екатерина Шумицкая. "В настоящее время риторика российских дипломатов в общении с лидерами постсоветского пространства и стран бывшего Варшавского договора не способствует сотрудничеству с ними. В ней проскальзывают имперские замашки. Европейские дипломаты действуют намного тоньше и позитивней, говоря с теми же молдавскими или болгарскими лидерами "на равных", — сказала эксперт.

"Даже такой знаковый проект, как "Северный поток", например, тормозился только потому, что его настороженно воспринимала общественность тех или иных государств", — заявил премьер Дмитрий Медведев, выступая на совещании с представителями "Россотрудничества" в 2012 году.

Проблема налицо. Россия не может или не умеет продвигать свой интеграционный проект, свой положительный имидж. А есть ли он у России вообще? "В сегодняшнем образе России не хватает сильных, позитивных акцентов, — сказал Pravda. Ru Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии. — Россия ассоциируется с нефтегазовой экономикой, олигархами, авторитарным политическим режимом. Что этому можно противопоставить? В советское время этому можно было противопоставить выдающиеся научно-технические достижения, космос, широкий пояс союзников — международных сателлитов и режимов. Сейчас аналогичных факторов нет. Необходимы какие-то знаковые достижения страны, которые сформировали бы позитивный имидж России уже на современном уровне".

Подумаем вместе, какие бы это могли быть бренды? Да начиная от "башкирского меда" и заканчивая российским "островком спокойствия", где общество консолидируется на консервативных ценностях (эта тенденция, кстати, находит сильную поддержку у многих народов Запада). Действительно, Россия политически и социально стабильна, мы не видим протестов, аналогичных антирасистским в Фергюссоне, Париже и Лондоне. Россия не пытается переварить в плавильном котле нации, а выстраивает гармоничные межэтнические отношения.

Кроме того, Россия сейчас находится в центре внимания у всего мира, как страна, которая осмелилась бросить вызов "гарантам" миропорядка, который установился после распада СССР. Это тоже бренд. Неслучайно, что комментарий, который набрал более тысячи лайков в упомянутой сербской статье следующий: "На мой взгляд, это победа, если Запад критикует меня (Путина) за что-то, что я делаю. Это означает, что я (Путин) делаю что-то для своей страны".

Теперь о роли "мягкой силы", то есть способности добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности. Роль "мягкой силы" огромна и Россия не осознает ее. Поэтому Москва практически потеряла общественное мнение, на Украине — даже в русскоязычных регионах, сказал Pravda. Ru Михаил Ремизов.

"Вся роль отводилась контактам на высшем уровне и бизнесу, прежде всего, в газовой сфере. Даже те медиаархивы, которые принадлежали российским бизнесменам, работали не в российском ключе. Если мы посмотрим на наших союзников — Казахстан и Белоруссия, то и здесь работа, связанная с инструментарием "мягкой силы", практически не ведется. А мы зря думаем, что такое союзничество нам гарантировано навсегда. Это абсолютно не так. На Западе подобную работу вести еще труднее, поскольку там изначально к нам враждебно настроены", — сказал эксперт.

В России есть структура, которая применяет "мягкую силу" и занимается имиджем России. Это Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству ("Россотрудничество"). Задачу по изменению имиджа России за рубежом поставил перед агентством (работает в 80 странах) в майских указах президент Владимир Путин.

Однако, по словам Михаила Ремизова, эта деятельность по формированию имиджа России неэффективна. "В том, что касается диаспорной политики — на 100 процентов. Представители русских диаспор, общественных организаций практически во всех странах СНГ жаловались на то, что российские официальные структуры, начиная с посольств, их фактически игнорируют и стараются не осложнять себе отношения с местными режимами, столицами, поддержкой русских общественных организаций", — сказал эксперт.

Добавим, что при СССР диаспора была главным проводником социалистических идей и имиджа страны. Наладим работу с диаспорой — наладим работу с народом. А ведь во многих странах увеличивается число соотечественников, приобретающих там недвижимость. В Европе особенно. Но вот диаспора в Испании жалуется на отсутствие даже русскоязычных форумов в Сети. А ведь организовать и поддерживать такие вещи несложно. Но что говорить, если председатель Россотрудничества Константин Косачев утверждает, что его личный аккаунт некому вести.

"Наше агентство не настолько большое, чтобы кого-то отвлекать от основной работы на ведение моего личного аккаунта", — сказал Константин Косачев в интервью Lenta. Ru. Положение дел не вдохновляет: утеряны кадры, в том числе по преподаванию русского языка, а культура и знания (обмен студентами) передаются на минимальном уровне.

В 2015 году на работу с соотечественниками планируется выделить 360 миллионов рублей, однако этих средств недостаточно, сказал Константин Косачев. Владимир Путин говорил о 9,4 миллиардах рублей. Видимо, пока это лишь мечта. А вот пример пропаганды евразийского проекта со слов Косачева. "Буквально в эти дни, 28 октября, мы проводим фестиваль молодежи и студентов "Евразия — это мы!". Он пройдет в Москве и Рязани. По линии Россотрудничества приезжает 50 человек из-за рубежа плюс приглашаем студентов, которые учатся в Москве и Рязани", — заявил он.

И это все? А вот, например, Китай на пике своей активности по продвижению "китайской идеи" в 2010–2011 годы открывал новый филиал Института Конфуция каждый четвертый день.

В чем сила Китая в использовании "мягкой силы"? "Это безусловная лояльность китайцев за пределами Китая, способность образовывать диаспоры, горизонтальные солидарности, — сказал Михаил Ремизов. — На основе горизонтальной солидарности ведется интеграция бизнеса, спецслужб, государственных органов, даже организованной преступности в рамках общекитайских интересов. Это сила национализма, прошитого на молекулярном уровне. Именно благодаря этому Китай эффективен".

И ведь денег на формирование положительного имиджа России много не надо, просто надо помочь организоваться. Хотя бы начать с того, что открыть при каждом российском посольстве, консульстве русский ресторан, центр общения русскоязычных, курсы русского языка, кинотеатр, небольшой хостел. Это не дорого, но приятно. В советское время автор была в командировке в Анголе, так там культуру в ангольские массы нес российский госпиталь. Это будет для имиджа России в миллион раз эффективнее, чем какой-нибудь очередной формальный перекрестный "Год России в Афганистане".

Читайте также:

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *