"Точка зрения" на события в Крыму заведующего кафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонида Полякова

Идея русского мира возрождается

Крым де-факто и де-юре вошел в состав России. К каким политическим и экономическим последствиям приведет это решение? В юго-восточных русскоязычных регионах Украины усиливается сопротивление самопровозглашенной власти. Могут ли они последовать примеру крымчан? В прямом эфире видеоканала Pravda.Ru ситуацию оценил известный российский политолог, заведующий кафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков.

За день до передачи был подписан договор о воссоединении Крыма к Российской Федерации. Севастополь включили как отдельный субъект. Это справедливо, потому что город всегда имел стратегическое значение, являлся главной базой Военно-морского флота России на Черном море. Он был отдельной административной единицей еще в РСФСР до передачи Крыма в состав УССР. И в государственной структуре Украины Автономная Республика Крым и город Севастополь были отдельными административными единицами.

Украина — не федерация, а унитарное государство, состоящее из областей и двух городов республиканского подчинения: Киев и Севастополь — до недавнего времени. Вполне логично, что два субъекта отдельно обратились с просьбой к Российской Федерации о том, чтобы их включили в состав России и отдельно заключили договор. Включать Севастополь в состав Крыма не имеет смысла, у него будет статус города федерального значения, также как у Москвы и Санкт-Петербурга.

Читайте также: Киев предъявит Москве счет за "захваченное" имущество в Крыму

Получается очень красивая триада. На севере, на Балтике у нас Санкт-Петербург — столица Балтийского флота, Севастополь — столица Черноморского флота, Москва — официальная и реальная столица всей Федерации. Да и сама инициатива возвращения в Россию была поднята севастопольцами. Первый, избранный в качестве представителя народа, народный мэр, как тогда его назвали, был Алексей Михайлович Чалый. Тот самый замечательный моряк в свитере даже пришел на заседание, где президент выступил с Посланием, и подписывал исторический документ в морском свитере, не изменил себе в этом смысле. Для этого человека "Честь имею" — это не просто два слова, а концентрация всего его жизненного опыта и смысла жизни.

Читайте также: Санкции - подарок для России от Запада

Теперь, после добавление двух новых, в Российской Федерации стало 85 субъектов. Владимир Путин в Послании, которое предшествовало самому подписанию договора, напомнил крымскую и севастопольскую истории, специально выделил город Севастополь, как город русской исторической воинской славы. Именно в Херсонесе, как он в древности назывался, произошло первое массовое крещение на Руси. То есть "приобщение нашей Родины к общехристианской цивилизации началось именно там", — напомнил политолог.

Вся речь президента была во многом необычна, в том числе и по стилистике. Мы привыкли, что президент выступает с посланием осенью, подводит итоги и ставит задачи. Обычно послания дают широкий обзор всего состояния дел в стране и мире. В данном случае речь шла о простом и ясном обстоятельстве. Мы должны, мы готовы принять Крым и Севастополь, они возвращаются в Россию. Поэтому начало, я бы сказал, эпически-историческое, воспоминание о великой традиции, о славе, о причастности Крыма и Севастополя к русской истории, было очень важным. И день подписания договора — тоже сразу стал очень важной вехой в истории, яркие моменты которой происходят на наших глазах, практически с нашим участием. И памятная дата, наверное, скоро будет учреждена. Я не рискну сравнивать с 9-м мая, хотя многие крымчане и севастопольцы говорили: это как будто 45-й год.

— Мир за несколько дней кардинально изменился. Можно ли утверждать, что Россия вернула статус мировой державы?

— Этим актом — да. Он продемонстрировал, что Россия, безусловно, сильная страна, что Россия — за справедливость, что Россия будет бороться за своих соотечественников, где бы они не находились. И все страны постсоветского пространства, особенно западноориентированные, должны понять, что если они будут каким-то образом притеснять, преследовать, дискриминировать русскоязычное население, то Россия встанет на его защиту. И это непреложный факт.

Читайте также: Украина: Чего ждет Запад от России

Мы испытали беспрецедентное давление Запада. И продолжаем его испытывать. Идет постоянный шантаж, психологическое давление. Предпринимаются попытки изолировать Россию, превратить ее в страну-изгой. Об этом прямо говорит президент Соединенных Штатов Барак Обама. Этот лауреат Нобелевской премии мира собирает полки под свои знамена, чтобы Россию изолировать дипломатически, экономически и во всех других сферах. Поскольку прерываются военные контакты между Россией и западным сообществом, то возникает еще и военная конфронтация. Такое надо действительно выдержать.

Но надо и понимать, что за 23 года после распада Советского Союза, мир стал реально глобальным и мы в него включены. Вырвать Россию из этого мира практически невозможно. Разрыв повлечет потери для всех. Президент решил стоять до конца, не прогнулся, не поддался на все эти полууговоры-полуугрозы, и это превратило Путина действительно в глобального лидера. Я бы сказал: политика №1 в глобальном мире. Это признают, между прочим, и многие западные аналитики. Не случайно Путин становится там Человеком года регулярно. Конечно же, Владимиру Путину помогает понимание того, что это не только его личное решение. За этим решением стоит минимум 90 процентов россиян. Этот новый уровень национального консенсуса, достигнутый за последний месяц, придает силы президенту выстаивать это беспрецедентное давление, не поддаваться ни на шантаж, ни на всякие соблазнительные предложения. Россия преобразилась после подписания договора о возвращении Крыма и Севастополя в состав страны.

— Из Приднестровья пришла просьба о том, чтобы в России подумали о присоединении этой республики. Они этого уже давно хотят.

— Совершенно верно. Но Приднестровский кейс, конечно, немножко другой. Во-первых, это дистанция. Можно сравнить с Калининградом, но там другая история и причины. Даже в Крыму есть проблемы со снабжением из-за континентальной блокады, возможны отключения воды и электричества. Крым придется инфраструктурно обеспечивать через Керченский пролив. 4 километра — не очень много. Придется, безусловно, тянуть кабель и налаживать автономное обеспечение водой. Мост хотели строить уже давно. Пару недель назад Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал поручение разработать проект. Опыт строительства таких гигантских инфраструктурных сооружений у нас есть. Недавно построили мост во Владивостоке на остров Русский. Поэтому эти проблемы вполне решаемы. Мост в Приднестровье не построишь.

— Мы осознали свою силу, но не придет ли головокружение от успехов или наоборот испуг от своей силы?

— Я скорей бы обратил внимание не на то, что мы совершили какой-то поступок, от которого даже самим страшно. Я рассматриваю ситуацию немного с другой стороны. Я посмотрел вчера на крымских политиков Алексея Чалого, Сергея Аксенова, Владимира Константинова, Рустама Тимербалиева, сегодня общался с очень молодым человеком — 32-летним министром информации крымского правительства. Я вижу, что к нам в Россию пришли политики нового типа. Мы здесь спорим, у нас свои несогласные, какие-то полу-майданы, протесты… То есть какой-то градус остроты политической борьбы присутствует.

Но ведь это не сравнить с тем, через что прошли крымские политики. Это — реальное экзистенциальное испытание. Они буквально ходили на грани. Они получали угрозы и прекрасно понимали, чем все может закончиться. Они были заклеймены правящей сейчас киевской верхушкой в качестве сепаратистов. Значит, как минимум грозила статья до 15 лет. А на самом деле, грозило физическое уничтожение. Сами же новые майданские власти и поддерживающие их радикалы размещают в интернете ролики с насилием над всеми несогласными, над теми, кого они обвиняют в сепаратизме. А лица новых крымских — теперь уже российских политиков — меня настраивают на другой лад. Эти люди приносят в нашу жизнь ощущение совершенно другого нового времени.

Читайте также: Русины восстали против бандеровцев

Самой России сегодня еще предстоит выйти на новый рубеж понимания себя. Не надо бояться своей смелости, нужно понять, что наконец-то мы в себе нашли нечто, на что мы можем твердо опираться. Потому что до сих пор мы существовали в каком-то таком недоумении. Все время говорили, что нужна национальная идея, рассуждали, откуда ее взять и какая она должна быть.

Вот Советский Союз был красным проектом. Люди были заряжены на соответствующие цели. Но Союз распался и маятник мышления качнулся в другую сторону. Всеобщий цинизм достиг невиданного размаха, само слово "коммунизм" стало издевкой и анекдотом. Проект выдохся, страна сдулась и распалась. Кстати, напомню, что тогда Украина вышла из Советского Союза по такой же модели, по которой Крым вышел из состава Украины.

После путча в августе 1991-го года Украина 24 августа провозгласила независимость. Причем, в первой строке этой декларации было сказано: из-за того, что в Москве произошел переворот, Украина объявляет свою независимость. При этом народ был против. В марте был референдум, на котором 70 процентов украинцев высказались за сохранение СССР. Правда, вопрос был сформулирован некорректно. Спрашивали не о том, хотите ли вы сохранить СССР, а "хотите ли вы жить в обновленном Советском Союзе".

Но всё-таки люди голосовали за Союз, однако ситуация резко изменилась, и все предшествующие референдумы и документы уже не имели прежнего значения. Вектор движения определяли новые обстоятельства. А сейчас, после этого стремительного 23-летнего периода с бандитскими разборками и верой в либерализм, быстрое развитие и вхождение в "цивилизованный" мир, пришло осознание больших потерь, в том числе в морально-нравственном плане. У нас есть одна непреходящая ценность, вокруг которой можно объединяться, строить и планировать реальное будущее. Это — "русский мир". Русский не в кровно-этническом смысле, а традиционно-цивилизационном.

Читайте также: Инфовойна Запада: РФ отбила первую атаку

На территории России живет много народов. Но по поводу государственно образующего — русского — какие-то вечные заморочки. Некоторые были настроены на очень подозрительное отношение к акценту на русскости. Такую самоиндефикацию чуть ли не к национализму сразу приравнивали. Сейчас же это уже звучит гордо и объединяюще.

Путин одну из семи статей своей избирательной компании посвятил национальному вопросу. Он там четко писал, что русские — это уникальная цивилизация, одновременно и народ, и некая цивилизационная общность, которая интегрирует, собирает и создает такую гармонию, в которой живут разные народы, разные веры, разные ценностные… И все это органично, без насилия. "Сейчас идея собирания русского мира предстала наглядно, мы сами ее стали осуществлять. Возродилась реальная национальная идея как задача. Затянувшаяся идеологическая мировоззренческая пауза пройдена. Пора двигаться вперед, развивать эту идею, которая сразу вдохновила народ", — считает Леонид Поляков.

Украина — искусственно созданное большевиками государство, она никогда не была однородной, а собственную государственность получила всего чуть больше 20 лет назад, но так и не сформировалась как страна. Донбасс — всегда был частью России, как и Причерноморье — Новороссия. Отдельными частями были Малороссия и Галиция. Все эти регионы входили в состав Российской империи и всегда подразумевалось, что это — русские земли. Весь Юго-Восток: Харьковская, Луганская, Донецкая, Одесская, Херсонская, Николаевская. Херсон и другие области — русские, население тяготеет к русскому миру. Сейчас этот раскол действиями самих участников майдана и новоявленных властей стремительно усиливается. Нашим братьям-украинцам, конечно, можно только посочувствовать.

Рождение нации — это мучительный, больной процесс. Но сейчас самая активная пассионарная часть представителей Запада фанатично диктуют модель рождения нации. Они будут украинизировать русскую часть. Свой проект они осуществляют террором. Это — их модель создания государства. Понятно, что это работать не будет, насилием нацию не создать. Наоборот, чем сильнее будет давление, тем больше будет ответное сопротивление и разрыв. Крым уже наглядно дал адекватный ответ на попытку насильственной украинизации.

Читайте также: Время собирания земель. Время - вперед!

Чтобы сохранить Украину от распада, нужно как минимум перейти к федеративной модели, подписать договор. Но новая террористическая псевдовласть начала с запрета использования русского языка, то есть отменила действовавший закон, начала угнетать и угрожать всем русскоязычным гражданам. И в регионах пошла защитная реакция русских против проекта насильственной украинизации. Дальше люди будут все больше и больше консолидироваться. Появится новые политические фигуры, лидеры, народные губернаторы. Неизбежна самоорганизация, создание отрядов самообороны…

России, по мнению политолога, уже сегодня было бы логично, не дожидаясь жертв, начинать активное дипломатическое наступление на Европу. Нужно заявить, если вы продолжаете поддерживать временное правительство, то любая последующая кровь будет на вашей совести. Россия сегодня имеет абсолютное моральное право защитить людей. Надо преодолеть цинизм международного права, превращенный в международное бесправие. Не надо дожидаться сотен тысяч трупов, превращать Украину в Сирию, развивать балканский сценарий. Нужно предпринимать активные дипломатические атаки на Европу.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *