Начало конца диктата "мягкой империи"?

Почему США столь резко реагируют на исторически обусловленное вхождение Крыма в состав России? Помимо прочего, этот факт мирового значения означает конец их четвертьвекового диктата в международной политике. Мир становится свободнее. Ситуацию анализирует известный дипломат Александр Панов в беседе с главным редактором Pravda. Ru Инной Новиковой.

— История создается политикой империй. Согласны с таким утверждением?

— Возможно, но cейчас осталась фактически одна — американская империя. Но это специфическая империя, мягкая империя.

— Особенно в отношении Сирии, Ливии, Ирака, чьи граждане в полной мере оценили эту "мягкость"…

— Я имею в виду не агрессивные проявления, а организационные принципы, методы управления. Контроль над миром идет через НАТО, через экономику, через финансы. На Востоке и Япония — союзник, и Южная Корея — система империй. Но это немножко другое управление империей. Скажем так, понятие империя — это какой был Советский Союз. Завоевание Средней Азии, к примеру, произошло в середине XIX века всего. Это короткий срок, для того, чтобы считать эти земли своими. В России и позже в СССР считали, что если ты имеешь территории, то надо всех кормить и развивать. Такая особая империя была.

— А почему англичане никого не кормили, а только эксплуатировали?

— И рухнула их империя.

— Так и СССР кормил и рухнул…

— Да, лучше не кормить. Потому что история показывает, что империя все равно рухнет. Рухнула даже Византийская и Римская, великая империя древности. Хотя, казалось бы, процветание полное, купили всех варваров. И все равно не получилось.

— Они стали такими большими, что потеряли не только мораль, но и управляемость.

— Вы сами ответили на вопрос. Понимаете, империи недолговечны. Россия расширялась на протяжении нескольких веков, но надорвалась.

— Александр Николаевич, вы сказали, что осталась одна империя, сверхдержавой ее можно назвать. Однополярный мир весьма неустойчив и опасен, как показали события последних десятилетий.

— В принципе, Америка — не такая сверхдержава, которая может делать все, что хочет. У США сейчас падает влияние и возможности в реальной политике. И она предпочитает действовать в последнее время из-за спины, чужими руками — НАТО, Евросоюза… Это — первые признаки надрыва, речь не идет уже о былом господстве. Тем более, что сейчас приходится думать все время о Китае. Говорить о том, что они делают все, что считают нужным, я не стал бы. Конечно, может быть, придет другой президент. И они начнут опять напрягаться, чтобы восстановить позиции с большим применением наступательной политики.

— Сейчас они стратегически финансируют на громадные суммы процессы, которые называют демократическими: в России, Китае, многих проблемных пограничных регионах… Не способствует ли это тому, что США могут надорваться?

— Знаете, деньги не такие уж и великие, а эффект, в общем-то, есть. Арабские революции были спланированы еще при Буше в 90-е годы, когда они заявили, что будут демократизировать Ближний Восток. Я лично считаю, что атаки, которые были совершены на Америку в 2001 году были ответом мусульманского мира: "Вы к нам не лезьте со своей демократией. Мы, конечно, не можем вас победить, но мы можем вам очень сильно испортить жизнь". Да и каким шейхам или Саудовской Аравии нужна эта демократия. А такая идея была у США: мы Советский Союз развалили, теперь пошли сеять демократию по всему миру.

— Через цветные революции?

— Да, через цветные революции, в итоге которых никакой демократией и не пахнет. В общем, сами американцы попали в ловушку, когда они Мубарака даже не стали убирать, потому что после Мубарака приходят фундаменталисты. И чего добились, американцы, которые во все дырки лезли со своей демократией. Кстати, не только американцы это делали. И французы.

Я ездил в Сирии, где-то за год до начала событий. Был как ректор дипломатической академии в институте переподготовки высших чиновничьих кадров. Это заведение, из которого выходили и министры, и премьер-министры, высшее чиновничество. Построено французами это учебное заведение, проректор француз, все программы французские. После этого я был во Франции, в Страсбурге. Там есть аналогичный институт, существует уже давно, из него вышел Ширак, Помпиду… Французы готовили эту элиту. Так что видите, с каким дальним прицелом действуют.

Америка заметнее, потому что ее акции получают большой резонанас. А потому и реакция мирового сообщества резче, и репутацию США теряют катастрофическими темпами. Все признаки того, что их могущество заканчивается.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *