Андрей Крушинский: Китай на роковом перекрестке

Издревле в Китае была сформулирована неглупая стратегическая максима: «чжань у бай чжи ди» («занять позицию непобеждаемости»), что многие политики и полководцы предпочитали сопряженной с риском борьбе за победу. И вот сегодня, 10-го ноября, на международном форуме, собравшемся в карликовом аравийском государстве - Катаре, Китай официально становится 143-м членом Всемирной торговой организации (ВТО), что сопряжено для него с немалым риском.

Борьба Китая за официальное членство в торговом сообществе капиталистического мира (первоначально именовавшемся Генеральным соглашением о тарифах и торговле - ГАТТ) длилась…аж полтора десятилетия. Препятствия заключались прежде всего в том, что Китай претендовал на членство льготного характера (в «ранге» развивающейся страны, для каковых допускается некая мера протекционизма), тогда как партнеры по переговорам - страны Запада поблажек давать не желали, взирали на Китай как на «гигантский торт», способный насытить самые объемистые желудки транснациональных корпораций.

Китаю членство в этом торговом сообществе сулит заманчивую возможность преодоление существующих дискриминационных барьеров, более свободное, чем до сих пор, проникновение на мировые рынки. Риск же сопряжен с тем, что от сам Китай превращается в открытый, незащищенный рынок, от него теперь потребуется постепенная частичная или полная отмена таможенных пошлин, в результате чего наплыв более дешевых товаров развитых стран может разорить его отечественную индустрию, подорвать валютно-финансовую систему, либо - как минимум - усилить зависимость от внешней конъюнктуры и внешних сил. То есть, поставить под угрозу с трудом поддерживаемую социальную стабильность самой многонаселенной страны мира. Так оно наверняка и пошло бы если бы Китаем рулили политики типа наших Гайдара, Кириенки, Чубайса, Грефа.

Есть, однако, надежда, что события в Китае (после вступления в ВТО) пойдут по иному, победоносному для его экономики сценарию. Она, в частности, проистекает из проведенной к настоящему моменту тщательнейшей подготовки во всех сферах - от экономических, административных и правовых до международно-политических (вплоть до своеобразной мобилизации сил зарубежных предпринимателей китайского происхождения). Как запасной выход на потенциального перескакивания на «позицию непобеждаемости» можно, в частности, расценивать договоренность, только что достигнутую в другом конце Земли, столице другого карликового мусульманского государства - Брунея: о создании в 10-летний срок Зоны свободной торговли «АСЕАН- Китай»- своеобразной альтернативы членству в ВТО.

Таким образом, при всей рискованности данного шага Китай действует отнюдь не по принципу авантюристов «или пан, или пропал». Даже при таком решении его политика имеет хороший запас прочности.

Андрей Крушинский.

ПРАВДА.Ру.

Пекин.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить