Николя Бонналь: Путин - алиби для русофобии

США полностью проиграли Китаю в темпах экономического развития. И причина тому — не только в многомиллиардном населении Поднебесной и научном планировании, но и в идеях социализма по-китайски. Однако американская концепция потребления уже развалила изнутри одну империю, устоит ли Китай? Об этом размышляет автор "Правды.Ру" философ Николя Бонналь.

Дитя — это непорочность и забвение,

это возрождение весны и игра, колесо,

вертящееся в самом себе, первое движение,

святое утверждение.

Недавно я прочел, что китайцы не перестают скупать недвижимость в Соединенных Штатах, платя при этом напрямую наличными. Средняя стоимость покупки составляет 420 000 долларов. Какая чудесная новость! Что за возвышенный пример дезамериканизации!

Тем не менее, агентство "Новый Китай" три месяца назад подняло шум, изобличая мировую американизацию и горячо рекомендуя дезамериканизацию. Мы, конечно, можем лишь подписаться, как говорится, под этим благочестивым зароком, подчеркивая, что мы вовсе не собираемся отправиться по пути такой дезамериканизации. Там может найти себе место обратное движение американского милитаризма (в особенности, благодаря маловоинственной личности Обамы), и более сильное русское или китайское сопротивление Империи царствующего доллара; но тут кажется сложным добиться главного — то есть дезамериканизации поведения и жизненного уклада. Кто же будет лишать себя персонального компьютера или вожделенного гамбургера?

Читайте также: Новый Папа молится Богу глобальному

Не так давно одна неоконсервативная, а в прошлом — фашистская испанская газета предложила своим читателям приобрести проигрыватель для просмотра фильмов (американский, но сделанный в Китае!), так же, как и сорок последних фильмов-бестселлеров, конечно же, — американских. Для этой газеты больше не существует старинного или классического фильма, там не найдется места ни для русского, ни для французского, ни, без сомнения, для испанского фильма. Эта газета оказалась в мире плоском и пустом — то есть в мире сиюминутного, американизированного потребления. Быстро удовлетворенное потребление активизируется с новой силой, покупка "одним щелчком" на сайте Amazon разоряет и клиентов, и родителей. Та же газета, следуя за левыми западными изданиями, предлагает бомбардировать Иран и Сирию. Тут мы видим явно выраженное американизированное поведение, которое открывается через инфантилизацию нынешнего мира: мы хотим потреблять и развлекаться, to have fun; а затем мы хотим наказывать злых и устраивать войну всем скверным и противным, как в фильме "Трансформеры", как и во всех иных фильмах, выпускаемых Голливудом, посвященных планетарной диктатуре уже не военно-промышленного лобби (ведь в Америке вы уже не найдете заводов и фабрик), а лобби медиа-индустриального.

Сорок лет назад великий критик Ролан Барт подчеркнул инфантильную русофобию американских средств массовой информации (в то время в качестве алиби послужил коммунизм, а сегодня — это Путин!), а еще он стал автором книги, посвященной Японии и озаглавленной "Империя знаков". На самом деле, настоящая империя символов — это империя, описанная Бодрияром, то есть Америка.

Читайте также: Аноним: Кто управляет миром, сея хаос?

Америка — империя свирепая, но также и особенно, как империя Римская — семиологическая, которая поставляет нам для потребления знаки и символы и для удовлетворения и все более и более цепенящую (в смысле греческой мифологии — как Медуза) и замораживающую личности социальную помощь. Знаками ее являются небоскребы, автострады, доллары, оружие, видеоигры, приготовленное СМИ общественное мнение, уродство в стиле одежды и в культуре, и еда, которую можно описать лишь вульгарным словом "жратва". Взрывы 11 сентября тоже внесли свой вклад в упадок душ и умов, замкнутых в страхе перед абсолютным злодеем, невидимым исламистом (финансируемым, однако, Саудовским союзником!), который оправдывает все планетарные сдвиги в плане отступления от свобод и начала чудовищных войн. Не говоря уже об увеличении общественного долга и чрезмерном увеличении неравенства: 300 американцев весят три тысячи миллиардов драгоценных долларов, что на много перевешивает то, чем обладают сто миллионов бедных! Перед кем же мы устраивает весь это спектакль? Та же модель победила во Франции и в Германии, а ведь еще Платон писал, что плутократия рифмуется с ребячеством.

С самого начала американизация зиждилась и зиждется на инфантилизме. И не мне принадлежит эта мысль, Эдгар По высказал ее в прекрасной беседе между Моносом и Уной: "И вот, пока он важно расхаживал, представляя себя Богом, ребяческая глупость обрушилась на него…. Пред лицом Подобия и Бога были задействованы бессмысленные усилия для учреждения всемирной Демократии. Это зло необходимо возникает от зла первичного — Науки".

Читайте также: Русское искусство спасет мир от Леди Гаги

По связывает с разумом науку, демократию и инфантилизацию; и словно по счастливому совпадению — именно спецэффекты и великие благородные идеи инфантилизируют публику в кинотеатрах! Великий писатель вырос в Европе, и вовсе не случайно, если он, как и Токвиль, увидел, что к 1830-му году современные опасности возникают в большинстве своем именно в Америке.

Токвиль? Почему же его никто не читает? Он все предсказал об американской матрице:

"И над всем этим вырастает безмерная охранительная мощь, которая на себя одну берет заботу о предоставлении им наслаждения и наблюдения за их судьбой. Она абсолютна, развернута, постоянна, предусмотрительна и мягка. Она бы походила на отеческую власть, если бы, как эта последняя, имела бы своей целью подготовлять людей к зрелому возрасту, к возмужанию; однако, напротив, она ищет лишь того, чтобы безвозвратно укрепить их в детскости".

Голливудская культурная инфантилизация подчинила себе и Китай, но интересно также заметить, что она покорила и родителей, сделав их такими же ковкими и податливыми, как и дети, с которыми они разделяют культурное потребление (например, фильмы производства Pixar) и в приятелей которых они превращаются; инфантилизация мира происходит и в области питания — это то, что американский исследователь Ритцер назвал ужасным термином — "макдональдизация" мира и поведения. Обернитесь хотя бы у кассы супермаркета — тут покупают лишь йогурты, Кока-Колу, колбасные изделия, не забыв при этом пластифицированный хлеб и сладкие лакомства. Да здравствует ожирение и кариес! Итак, мы пребываем в мире вечно инфантильного мышления и поведения, никак не уподобившись детям, как-то советовал Христос в Евангелии; мы превращаемся в потребляющего, неугомонного и эгоистичного детину гипер-капиталистическоо общества.

Читайте также: Мишель Обама расскажет, как ее муж флиртовал с другими женщинами

И когда наши друзья китайцы говорят о дезамериканизации, то тут нужно не попасть в заблуждение и не довольствоваться расплывчатой дипломатической речью. Нужно пойти дальше, если мы хотим спасти мир от инфантильной глупости, о которой писал Эдгар По, глупости, которая оправдывает войны, планетарное слабоумие в культурном плане и двоичное мышление, взятое от компьютеров.

А еще нам придется дать новое определение детству. Но это уже тема для иного эссе.

"…и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". Матфея 18:3

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Николя Бонналь
Николя Бонналь — французский писатель и публицист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить