Северная Корея: идеи чучхе для постиндустриального общества

Идеи чучхе процветают под ядерным зонтиком

Нет, наверное, более закрытого государства, чем Северная Корея. Информация о ней настолько противоречива, что порой кажется: пишут о двух разных странах. Официоз, понятно, рисует благостные картины. Другие источники приписывают северокорейскому режиму все грехи, какие возможно вообразить, и непонятно становится, как там вообще выживают люди.

Излюбленный жанр — интервью с беглецами из КНДР, перебравшимися в Южную Корею. На самом деле понятно, конечно, что безоглядно доверять информации, выдаваемой в этих интервью за правду, не стоит, так как очевидна политическая ангажированность беглецов, получивших убежище во враждебной стране. Просто так политическое убежище предоставляют редко, обычно враждующие стороны стремятся использовать политэмигрантов в качестве оружия в информационной войне. И поскольку КНДР на этой войне осталась почти в полном одиночестве, то неудивительно, что по СМИ бродят разного рода страшилки, вплоть до рассказов, что жена Ким Чен Ына расстреляла его любовницу.

Основа всех рассказов про КНДР, бытующих в западной и либеральной прессе, — описание того, что плановая экономика страны разрушилась окончательно и бесповоротно, а на ее руинах процветают метастазы рыночной системы — спекуляция и перепродажа китайских товаров, нелегально ввозимых "челноками". И что этим бизнесом живут практически все жители Северной Кореи — а как же иначе, если на всю государственную зарплату можно купить лишь килограмм риса?

Вероятнее всего, такие явления действительно существуют, однако трудно поверить, что этими заработками может жить большинство. Распространение таких мифов можно отнести на счет западной пропаганды: мол, посмотрите, насколько жизнеспособна и целесообразна рыночная система хозяйствования, ее ростки пробиваются сквозь любые препоны, через разлагающийся труп командной экономики, которая погибла вследствие своей врожденной неэффективности. Еще довольно часто пишут про коррупцию в КНДР, что это явление стало системообразующим в этой стране и корейское общество сверху донизу опутано взяточничеством, вплоть до высокопоставленных партийных деятелей. Конечно, еще северокорейское правительство критикуют за культ личности Ким Ир Сена.

Читайте также: Идет сознательная демонизация образа КНДР

В какой степени все перечисленное соответствует реальному положению вещей в КНДР? В чем повинны специфические традиции, особенности политического строя, а что является следствием объективных факторов, не зависящих от воли корейского руководства?

Официальной идеологией Северной Кореи долгие годы являются идеи чучхе. Этот термин ведет свое происхождение из древнекорейской философии и подразумевает под собой, прежде всего, самодостаточность и опору на собственные силы. Надо сказать, что выбор такого пути — большая смелость, ведь природные условия этой страны отнюдь не располагают к самодостаточности. В Северной Корее катастрофически мало пригодных для земледелия территорий, большую часть государства занимают горы. В них, конечно, находится вдоволь полезных ископаемых, есть уголь, но вот беда — нефти и газа в Северной Корее нет. Это тоже в значительной степени тормозит развитие ее экономики. Есть ГЭС, рек в Корее много, но электроэнергии, вырабатываемой ими, все равно не хватает даже для того, чтобы покрыть основные нужды населения и промышленности. А без достаточного количества энергоносителей невозможно развитие индустрии и технологий. Для КНДР идеальным выходом было бы строительство АЭС, но это всячески тормозит мировое сообщество, видящее в Северной Корее врага. Поэтому страна вынуждена импортировать нефть. Так что препятствий для успешного хозяйствования предостаточно.

Сильнейший удар по экономике КНДР нанесло крушение СССР — резко была прекращена помощь в виде поставок продовольствия и нефти, эти события спровоцировали колоссальный голод в 90-е, когда погибло, по приблизительным западным оценкам, около 2 млн. северокорейцев. Однако впоследствии экономика страны демонстрировала рост, пусть и не очень большой, но зато последовательный и равномерный.

Еще за что принято критиковать КНДР — это за раздутый ВПК и гипертрофированное значение армии. Да, действительно, второй частью государственной идеологии после "чучхе" является идея "сонгун", согласно которой армия должна занимать доминирующее место в обществе.

Читайте также: Ким Чен Ын убирает возможных конкурентов?

Но наличие сильной армии (а у КНДР она действительно сильная, и хорошо вооруженная) — это обязательное условие для ее выживания в окружении враждебных государств. Очевидно, что КНДР сможет дать достойный отпор даже сильнейшим армиям мира, особенно после того, как у нее появилось ядерное оружие. Только за счет этого она продолжает оставаться независимым и суверенным государством. И только такие гарантии безопасности позволят Корее спокойно развивать свою экономику.

Надо сказать, что идеи чучхе постепенно оправдывают себя. Конечно, из-за трудных природных условий, в едва ли не полной экономической блокаде, прогресс не может быть быстрым. Но надо помнить, что и Китай не так-то быстро стал "азиатским тигром", на это понадобились долгие годы. Китай, между прочим, регулярно предлагает Северной Корее пойти по его пути — то есть, открыть свою территорию для строительства транснациональными корпорациями своих заводов с целью использования дешевого труда местного населения.

Вроде бы, уже испытанный путь. Но тут не учитывается один неприятный момент: рабочие, которые трудятся на таких заводах, вынуждены работать в очень тяжелых условиях, невыносимых, практически. На заводах "Foxconn", где производится, в частности, продукция Apple, количество самоубийств рабочих достигло таких масштабов, что руководство вынуждено было нанять психологов и установить на производственных зданиях специальные антисуицидные сети. Так же было обнаружено, что на сборке айфонов использовался детский труд. Конечно, со временем китайцам удалось перенять у западных производителей технологии, и начать использовать их уже самостоятельно, но какой ценой?

Говорить о социалистических ценностях и одновременно с этим отдавать своих сограждан в натуральное рабство капиталистам-эксплуататорам — разве это не лицемерие? Требовать нормальных условий труда для местных рабочих бесполезно. Корпорации скорее вообще откажутся от идеи переноса производства, чем пойдут на уступки относительно зарплат и продолжительности рабочего дня, потому что выносится производство в страны третьего мира исключительно с целью извлечения из "аборигенов" больших объемов прибавочной стоимости.

Между прочим, социальное расслоение в Китае выражено очень сильно — есть слой богатых китайских нуворишей, скупающих брендовую одежду в итальянских и московских бутиках, а есть огромное количество нищих китайцев, до чьих проблем нет дела жителям блистательного Шанхая. Правда, китайские власти наметили курс на ликвидацию имущественного неравенства, однако когда им это еще удастся сделать?

Северная Корея избрала иной путь — путь поступательного самостоятельного развития, экономического изоляционизма. Надо сказать, что определенные успехи у нее на этом пути уже есть, достаточно посмотреть на структуру ее экспорта, чтобы понять, что в стране идет активная работа над внедрением и развитием технологий. Большую часть экспорта КНДР составляет продукция легкой промышленности (причем, не в виде ткани или ниток, а в виде уже готовой продукции), химического и машиностроительного производства. Недавно в Северной Корее наладили производство собственной электроники — планшетов и смартфонов. Причем, надо отметить, это продукт их собственного производства, от первой схемы до последнего винтика. Пусть пока эта продукция не может составить конкуренцию крупным мировым производителям, однако со временем она будет улучшаться и, возможно, подвинет когда-нибудь Samsung и Apple на мировом рынке, кто знает.

Читайте также: Северная Корея сменила ракеты на милость

Часто в качестве аргумента, используемого против Северной Кореи, берут низкий показатель ВВП в этой стране. Действительно, этот показатель в КНДР гораздо ниже, чем, к примеру, у ее южнокорейских соседей. Однако, сравнивая, забывают о том, что ВВП измеряется на основе доходов и покупательной способности населения, это одно из слагаемых при вычислении данного параметра. Но в КНДР до сих пор существует госраспределение многих продуктов потребления, ценообразование до недавнего времени было не свободным, так же, как и формирование зарплат. Поэтому нет уверенности в том, что вообще корректно использовать какой показатель, как ВВП для оценки состояния северокорейской экономики.

Несомненно, что в КНДР сейчас достаточно тяжелая жизнь. Однако, ясно видны тенденции к положительным переменам, к развитию. Из тяжелейшей ситуации Северная Корея шаг за шагом поднимается наверх. Да этот путь тяжел, но такова цена политической и экономической независимости. Вероятно, что развитие этой страны ускорится с приходом молодого лидера Ким Чен Ына. Он уже успел ввести свободное ценообразование, привнеся в экономическую жизнь страны свежую ноту, но сохранив в целости сложившуюся систему.

На самом деле бытующее представление о неэффективности командной экономики — это миф. Скорее, напротив — это экономическая система будущего c учетом громадных информационных возможностей. Дело в том, что для того, чтобы можно было направить экономику в строгое русло необходимо производить массу сложнейших вычислений, рассчитывая точно, сколько необходимо произвести той или иной продукции, каким образом ее необходимо распределять по регионам и т. п. Прежде, во времена СССР все это делалось вручную (подозреваю, что и "на глазок" порой), что приводило к сильному дисбалансу — условно говоря, тапками были завалены все магазины, а вот соли не было. Дефицит одной, перепроизводство другой продукции — это главное, за что критикуют командную экономику, имея перед глазами только один исторический пример ее реализации. Но сейчас, с развитием вычислительной техники, программирования, сегодня вполне можно избежать тех недочетов, которые были у советской экономической системы. Хотелось бы надеяться на то, что руководство КНДР сможет со временем реализовать современный вариант командной экономики информационного общества.

Читайте также: Американцы играют в корейскую рулетку

А идеям чучхе стоило бы поучиться России, в которой, невзирая на видимое благополучие, ситуация нас самом деле весьма плачевная. Если крохотная, нищая КНДР экспортирует продукцию с большой прибавленной стоимостью, то мы — только ресурсы. Корейцы смогли собрать собственный смартфон, а наши Highscreen Boost изготавливаются опять-таки руками китайских рабочих. Пока что Россия обладает уникальным потенциалом, которого нет ни у одной страны третьего мира: развитая наука, образованное население, наличие всех необходимых ресурсов, большие земледельческие территории. Россия могла бы реализовать корейские принципы чучхе, принципы самодостаточности несоизмеримо быстрее, чем подавляющее большинство стран. Но нет — производство простаивает, наука работает вхолостую, правительство озабочено лишь распределением доходов от продажи энергоносителей. Да, пока что их более-менее хватает, но зависимость от них — это зависимость от мировых цен на нефть.

Остается лишь надеяться на то, что когда-нибудь и Россия встанет на путь экономической независимости, и это произойдет до того момента, когда наука деградирует, ресурсы истощатся, а население постареет и вымрет. Если это будет сделано вовремя, наша страна снова получит шанс сделаться сильнейшей державой современности.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить