В Латвии хотят демонтировать советский памятник Освободителям Риги

"Свободная" Латвия боится памятников

Латвия не хочет отставать от Эстонии, борясь с советским и русским наследием. Латышские националисты вовсю обсуждают возможность того, чтобы памятник Освободителям Риги повторил участь демонтированного "Бронзового солдата" в Таллине. Судя по всему, наследники Гитлера полны решимости довести дело до конца. Слово за Россией и русскими в самой Латвии.

На протяжении всех постсоветских лет Латвия и Эстония проводили между собой негласное соревнование — кто быстрее и лучше героизирует нацизм, переборет "наследие русской и советской оккупации". В 1990-е годы два государства шли вровень. В первые годы нынешнего века вперед вырвалась Латвия. Однако с 2007 года Эстония, демонтировав "Бронзового солдата", явно в этом вопросе оставила свою южную соседку позади.

Что касается Латвии, то ей в последние годы несколько удалось подправить вроде бы безнадежно испорченные отношения с Россией. В Москве побывали президенты Валдис Затлерс и Андрис Берзиньш. В отличие от Эстонии латвийские власти официально отказались от территориальных претензий к России. Однако даже небольшое улучшение отношений местные националисты восприняли как "отступление". Демонтаж и перенос "Бронзового солдата" на окраину Таллина стал для них образцом.

Памятник Освободителям Риги стоит в центре города. Его возвели в 1985 году к 40-летию Победы на месте, где в 1946 году расстреляли ряд высокопоставленных нацистов, отвечавших за положение в оккупированной Прибалтике. Монумент получился величественным: на стеле высотой в 79 метров было помещено изображение Родины-матери и воинов-освободителей. Естественно, что националистам он мозолит глаза.

Читайте также: Латвия назовет русских детей "Покойниками"

На днях тему демонтажа памятника поднял латышский композитор Зигмарс Лиепиньш. По его словам, не надо поступать так, как в Кутаиси — взрывать памятник. Нужно взять за образец "Бронзового солдата", которого перенесли на окраину города, на воинское кладбище. В Риге такой окраиной мог бы стать берег Киш-озера. Реакции русскоязычного населения и России Лиепиньш не боится. "Шума будет не больше, чем по поводу таллинского Алёши", — провозгласил он.

Около месяца назад на ту же тему высказался и автор скандального фильма "Советская история" Эдвинс Шноре. "У памятника собираются колонисты и их потомки, а также военные СССР с семьями, оставшиеся в Латвии в огромном количестве… Быть может, мимо "памятника победы" в трамвае проезжают люди, которые в своем время были депортированы, благодаря вашей оккупации. Это аморально", — заявил Шноре.

"Пока в Задвинье будет стоять памятник, который чествует ликвидацию Латвии, мы не сможем создать нормального, развитого государства… Если не решать вопросы последствий оккупации по существу, страна отстанет в развитии", — указал Шноре. И добавил, что снос монумента — "всего лишь вопрос времени".

На первый взгляд, опасаться нечего. В отличие от Эстонии, где тему демонтажа "Бронзового солдата" изначально "оседлал" премьер-министр Андрус Ансип, в Латвии о ней говорят не облеченные властью болтуны из творческой интеллигенции. Но это только на первый взгляд. В действительности же имеет место зондаж общественного мнения в Латвии и России как подготовки для дальнейших радикальных действий.

Русскоязычному населению Латвии (а в Риге оно составляет большинство) придется иметь дело с консолидированной позицией как латышской общественности, так и политического руководства страны. "Советская оккупация" за последние 20 с небольшим лет превратилась в своего рода символ, объединяющий практически всю титульную нацию. Иное отношение к ней является исключением из весьма неприятного правила.

Героизация нацизма, ежегодные марши престарелых легионеров СС 16 марта давно уже стали частью латвийского политического пейзажа. И в них участвуют депутаты Сейма, министры. Максимум, на что хватает латышских политиков — признать тот факт, что советская и нацистская оккупации были равновеликим злом. Иные же открытым текстом говорят, что нацисты пришли освобождать страну от коммунистов, и надо их прославлять.

Оценкой советского периода истории русофобия латышей не ограничивается. "Царством тьмы" выглядят для них и два века в составе Российской империи. То, что царские власти разрешили им развивать свой язык в противовес желавшим онемечить их немецким баронам, латыши, кажется, помнить не хотят. Как и забывают они про красных латышских стрелков, немало сделавших для утверждения в России той самой ненавистной им большевистской власти.

Ни одна латышская партия не ставит вопрос о том, чтобы предоставить "негражданам" полноценное гражданство. И столь же едиными они в неприятии возможности превратить русский язык во второй государственный. На прошлогоднем референдуме эту идею поддержали около четверти населения — процент, соответствующий примерно числу русскоязычных. Этнические латыши выступили против единым фронтом.

Читайте также: Латвия. В историю через замочную скважину

Можно ли предотвратить развитие событий по эстонскому сценарию? Вроде бы возможности есть. Процент русских в Риге куда выше, чем в Таллине. В отличие от Эстонии, латвийские русские располагают партией "Центр согласия", имеющей в Сейме крупную фракцию. К тому же, мэром Риги является Нил Ушаков. В рижской полиции процент русских выше, чем в таллинской. Есть вероятность, что защитников у памятника будет больше, и разгонять их не будут.

Немало также зависит и от позиции России. Латвия в еще большей степени, чем Эстония, зависит от транзита российских грузов в ее порты. После демонтажа "Бронзового солдата" эстонцы лишились части этого потока, что обернулось потерей сотен миллионов евро в год. Экспорт в России шпрот также приносит латвийской казне немало средств. Так что, если хорошенько на Латвию надавить — та может одуматься.

Однако у латышей есть "крыша" в лице Евросоюза. В 2007 году руководство ЕС фактически встало на защиту Эстонии, и вряд ли оно оставит и Латвию перед лицом давления со стороны России. Придется нашим дипломатам активно поработать и с Еврокомиссией, и с Германией, и еще много с кем в Европе. Ведь нынешние заявление латышских националистов основаны на уверенности, что ЕС их защитит, а Россия поворчит и перестанет.

Так что опасность над памятником Освободителям Риги нависла смертельная. И для борьбы с ней нужна и жесткость России, и консолидации русских в самой Латвии. Просто так латышские националисты не остановятся.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Павел Чернышев
Павел Чернышев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить