Турция-ЕС, или Обещать — не значит жениться

Турция-ЕС, или Обещать — не значит жениться

Турция уже давно стоит на пороге Евросоюза. О европейском будущем страны, которая находится между Азией и Европой, еще полвека назад говорили Аденауэр и де Голль. А в 1999 году Турция получила статус государства-кандидата на вступление в ЕС. Но с тех пор много воды утекло, в ЕС "пустили" множество других стран, а Турция до сих пор в прихожей.

Евросоюз против вступления Турции

На сей раз причинами стали действия турецкий властей в отношении демонстрантов. Накануне очередного раунда консультаций ЕС с Турцией некоторые страны осудили действия Анкары. Немецкий канцлер Ангела Меркель резко высказалась в отношении правительства Турции, что спровоцировало очередную ссору между Берлином и Анкарой. Речь идет о разгоне демонстрантов, которые проводили антиправительственные митинги. Анкара восприняла критику Берлина как еще один фактор, отдаляющий вступление Турции в ЕС. Кстати, Германия всегда довольно скептически относилась к этой идее.

Коалиционное правительство Ангелы Меркель якобы поддерживает переговоры о планах вступления Турции в Евросоюз, однако то и дело блокирует их. Как предположил Эгемен Багис, министр Турции по отношениям с Европой, Ангела Меркель выбрала Турцию для пополнения своего политического капитала, чтобы с ее помощью выиграть ближайшие выборы. Однако Эгемен Багис убежден, что выбор был сделан неправильный, приводя в пример поражение Николя Саркози, который также скептически относился к турецкому вступлению в объединенную Европу. Однако на прошлой неделе Германия, Австрия и Нидерланды все равно блокировали решение о возобновлении переговорного процесса. По крайней мере, в настоящее время.

Будет ли Турция в ЕС?

Этот вопрос вызывает огромные споры в Евросоюзе. Раньше все утверждали, что Турция обязательно должна стать частью объединенной Европы, но сейчас таких заявлений поубавилось. В последнее время ряд видных политиков уже без стеснения говорят о невозможности вступления Турции в ЕС. В качестве доводов они приводят самые разнообразные аргументы, от экономических до географических. Эти политики убеждены, что Турция никогда не была европейской страной, и никогда не сможет стать ею. Перечень претензий к Анкаре открывается нарушениями прав человека и проблемами с политическим устройством государства. В течение последних десятилетий турецкие власти жестоко подавляли курдское меньшинство, которое составляет примерно 20 процентов населения страны. С сепаратистами боролись проведением полицейских операций и настоящими военными действиями. Некоторых политиков-курдов, в частности, членов турецкого парламента, приговорили к длительным тюремным срокам.

Читайте также: Турция приговаривает себя к развалу

В Турции курдам запретили преподавать и вещать на родном языке. Много вопросов у ЕС вызывает и турецкая армия. По мнению Брюсселя, турецкие вооруженные силы играют крайне важную роль в жизни страны. Военные постоянно вмешивается в политику. Армия традиционно защищает светские ценности турецкого государства. К примеру, в 1997 году военные сместили исламистское правительство Неджметтина Эрбакана. К тому же, особая политическая роль вооруженных сил закреплена в турецкой конституции. В Турции не президент, а армия является гарантом конституции. Но в Брюсселе не понимают, что несет в себе большее зло — исламисты или светская военная хунта. Очень остро стоит религиозный вопрос. 98 процентов турок исповедуют ислам, причем далеко не всегда в умеренной его форме. Западные аналитики опасаются, что "европеизация" Турции в случае ее вступления в Евросоюз вызовет у простых граждан реакцию отторжения, что может привести к росту религиозного экстремизма. Существует и демографическая проблема. Заключаются она в том, что если ситуация в Турции останется на прежнем уровне, то через каких-то 10 лет Турция по численности населения станет самым большим европейским государством. Многие европейские политики опасаются массовой турецкой эмиграции в страны Евросоюза.

В странах с многочисленными турецкими общинами, к примеру, в Австрии и Германии, потенциальное членство Турции в Евросоюзе становится разменной монетой в предвыборных кампаниях различных партий. В целом против принятия страны в ЕС возражают практически все партии правого толка Европы. Среди простых европейцев также бытуют разные мнения. Как показывают опросы, против присоединения Турции выступает 57 процентов немцев и 62 процента французов. Австрийцы и голландцы тоже крайне скептически относятся к этому. Масла в огонь подлил разгон демонстрантов в мае этого года и частые антиправительственные митинги, которые с завидной регулярностью проходят в больших турецких городах.

Многие граждане недовольны политикой премьера Эрдогана, что крайне негативно отражается на переговорах с Евросоюзом. Однако существуют и сторонники. Так, некоторые эксперты считают, что грамотная интеграция Турции в ЕС помогла бы предотвратить вероятные в будущем столкновения христианской и исламской цивилизаций. Если ее отвергнуть, то последствия для Турции и самой Европы могут быть непредсказуемыми. Как видим, в целом, перспективы вступления Турции в ЕС весьма облачные. По крайней мере, в ближайшее время этого не произойдет. А может и сама Турция этого не очень сильно хочет?

Турки сами не хотят в Европу

"В ближайшем будущем Турция не станет членом Евросоюза. Точка", — такое заявление сделал ведущий немецкий политолог Александр Рар. Он также подчеркнул, что на самом деле сейчас этого не хочет ни Евросоюз, ни сама Турция. Эксперт убежден, что Анкара просто приняла навязанные ей ЕС правила игры, и теперь действует самостоятельно в этих рамках.

"Евросоюз только "кормил" обещаниями, но на самом деле никто даже не думал о принятии Турецкой Республики в свои ряды. Европейцы заявляли об открытых дверях, требуя при этом ряда важных уступок, в том числе, оптимизации законодательства под стандарты Европы, вели переговоры с Анкарой, поскольку это позволяло подталкивать турок к конкретным смещениям в отношениях с Евросоюзом. Но сегодня стороны просто поменялись ролями — Турция делает вид, что все еще хочет в Евросоюз, выторговывая себе под этим предлогом поблажки у ЕС", — подчеркнул Александр Рар.

Читайте также: Турция направляет протесты в мирное русло

Он также добавил, что турецким властям будет крайне сложно уговорить народ, что их страна, имея восьмипроцентный экономический рост, должна попасть в Евросоюз, где этот рост составляет практически полный нуль. Не следует забывать и о долговом кризисе ЕС. Анкара прекрасно понимает, что если, она в ближайшее время войдет в Евросоюз, ей придется платить за Грецию и делиться с другими странами, подписывать разнообразные обязательства финансового, экономического, политического характера. А зачем это нужно стране, которая сейчас играет роль региональной державы, выступая в качестве вполне самостоятельного актора. Турция имеет очень сильные позиции на Ближнем Востоке, которыми она никак не хочет делиться с европейскими странами.

На самом деле сейчас две стороны обсуждают не вступление Турции в Евросоюз, а статус Анкары в отношении ЕС. Европа хочет, чтобы Турция была транзитной территорией, коридором энергоносителей. Тогда как турки планируют стать главным дистрибьютором азербайджанских, российских и прочих энергоносителей по югу Европы. В первом случае Турции будут платить определенные деньги за транзит, и все.

Второй вариант позволяет туркам приобретать газ на стороне, а затем перепродавать его европейским странам, получая при этом существенные экономические дивиденды и становясь весомым геополитическим игроком. Вот так ЕС и Турция играют друг с другом многие десятилетия. Турки не сильно хотят в ЕС, а европейцы не сильно хотят их брать. И похоже, всех такое положение вещей вполне устраивает.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Василенков
Сергей Василенков
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить