Годовщина падения самолета с Лехом Качиньским на борту

Бесконечные страсти по самолету Качиньского

10 апреля исполняется три года с момента падения под Смоленском самолета президента Польши Леха Качиньского. А политические страсти вокруг трагедии никак не улягутся. Да и едва ли это случится: трагедия стала для поляков очередным антироссийским мифом. И чтобы разобраться с этим, нужно решить другие спорные вопросы в российско-польских отношениях.

10 апреля исполнилось три года с момента гибели под Смоленском самолета президента Польши Леха Качиньского. Времени, как кажется, прошло немало. Однако политические страсти вокруг трагедии, до сих пор омрачающие российско-польские отношения, никак не улягутся.

Первое из "яблок раздора" — возведение на месте авиакатастрофы мемориала. В начале апреля стало известно, что власти Польши попросили выделить под мемориал территорию в 100 тысяч квадратных метров. По плану поляков, одна только длина памятника Леху Качиньскому составит 115 метров. Кроме того, они хотели бы создать там часовню, музейную экспозицию, охранную и парковую зону. Если бы эти планы осуществились — под Смоленском вырос бы польский объект, превышающий по размеру Красную или Дворцовую площади в российских столицах.

В администрации Смоленской области намерение польской стороны не оценили. Там также отметили, что никаких официальных запросов из Польши не поступало. Между тем, смоленские ветераны Великой Отечественной войны написали письмо губернатору области Алексею Островскому с просьбой не строить мемориал. Они сослались на то, что в районе падения лайнера в 1943 году шли кровопролитные бои, там погибли тысячи советских воинов. И появление там такого огромного памятника Качиньскому просто неуместно.

Второй спорный вопрос — передача обломков самолета польской стороне. Российские официальные лица ссылаются на нормы нашего законодательства, согласно которым они являются вещественным доказательством, и потому должны оставаться в России. В Польше же уверены, что раз самолет был польским, то поляки и должны вести расследование. Кроме того, многие польские политики считают, что россияне что-то могут скрыть — хотя экспертов из Польши допускают к расследованию в полной мере.

Читайте также: Поляки и русские - самые далекие среди близких

Точку зрения наиболее радикальной части польского общества изложила газета Rzeczpospolita, известная своим антироссийским настроем. "Обломки самолета — это слишком ценный инструмент давления, чтобы не воспользоваться им для игры с Польшей… С точки зрения семей жертв катастрофы и всего польского народа Смоленск — это трагедия, с точки зрения Российского государства — вызов, на который можно ответить более или менее удачным образом", — написало издание 8 апреля.

"Для нас это оголенный национальный нерв. Даже тем полякам, которым уже надоело слушать о Смоленске, приходится вольно или невольно иметь свое мнение на этот счет. Россиянам же эта тема безразлична, она не вызывает у них никаких эмоций. В результате Москве легко манипулировать поляками: она может сколько угодно давить на этот нерв и вызывать необходимые для себя реакции в Польше, не опасаясь побочных явлений в России", — полагает польская газета. По мнению Rzeczpospolita, Россия вполне может использовать обломки самолета для достижения своих целей внутри Польши. "Самолет можно с фанфарами отдать Варшаве, когда потребуется новый поворот в отношениях, можно придержать его до начала избирательной кампании к выборам в парламент, чтобы оказать поддержку одной из конкурирующих партий", — полагает издание. Очевидно, имеется в виду помощь правящей партии "Гражданская платформа", которая не настроена к России столь же плохо, как партия братьев Качиньских "Право и справедливость".

Страсти кипят и в самой Польше. Так, в конце марта по ходатайству дочери покойного президента Марты Качиньской и его брата Ярослава суд возобновил дело об ответственности лиц, курировавших роковой полет. Ранее прокуратура не выявила ни одного действия, которое попало бы под статью о халатности. В то же время при подготовке визита Леха Качиньского в Смоленск выявили множество нарушений. Очевидно, теперь будут уточнять, какие именно.

Кроме того, сторонники погибшего главы государства недовольны тем фактом, что премьер Дональд Туск 10 апреля отправится не в Смоленск, а с визитом в Нигерию. Мол, Туск тем самым не проявляет должного почтения к Леху Качиньскому. Но не исключено, что время визита в Африку подвинуть не удалось. В конце концов, президент Бронислав Коморовский останется в Польше и примет участие в мероприятиях в Варшаве. В Смоленск тоже приедет делегация, но более низкого ранга.

Страсти по самолету Леха Качиньского означают только одно: его гибель для многих поляков превратилась в очередной антироссийский миф. Покойный президент воспринимал Россию как стратегического противника, обвинял ее едва ли не во всех бедах Польши. Он летел в Катынь, чтобы почтить память "жертв геноцида", о чем открыто говорили его сторонники. То, что признаков геноцида в Катынском расстреле 1940 года не было — их не волнует.

Радикально настроенные представители партии "Право и справедливость" продолжают тиражировать версию о том, что Качиньского, дескать, могли убить российские спецслужбы, не удосужившись привести ни доказательств, ни объяснений. Им невдомек, что Качиньский во многом был России куда удобнее, чем Туск и Коморовский. Он отказывался разговаривать, вставал в позу, требовал покаяния. На него можно было не обращать внимания, его использовали как своего рода жупел…

Читайте также: Историческая ложь Польши

Нынешние же руководители Польши тоже не питают к России особых симпатий. Но они готовы вести диалог, жестко отстаивая польскую точку зрения как на текущие события, так и на дела давно минувших дней. Когда тебе протягивают руку — отвергнуть ее не так-то просто. Тут уже Россию можно обвинить и в высокомерии, и в нежелании решать долго копившиеся спорные вопросы. Так что даже если напрячь больное воображение, нельзя найти рациональных доводов, при которых российским властям была бы выгодна гибель Качиньского.

Смоленская трагедия встала в ряду целого вороха проблем, накопившихся в отношениях России и Польши за многие века. И пока два государства не разберутся с Катынью, расстрелом поляками красноармейцев и белогвардейцев в 1920 году, разделами Польши в XVIII веке, предшествующим ей захвату Польшей русских земель и рядом других трудностей, едва ли улягутся страсти и по падению Ту-154.

А пока и обломки самолета, и строительство мемориала, и причины катастрофы будут предметом бесконечных спекуляций польской стороны. Слишком тяжелы российско-польские отношения и слишком давно польская политическая элита впитала в себя неприятие всего, что связано с Россией и русскими. Просто степень этого неприятия у разных польских политиков может различаться.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Павел Чернышев
Павел Чернышев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *