Америка. "Вид на жительство" 100 лет назад

Америка зовет, но… не пускает

Население США сегодня составляет уже 301 млн. человек и продолжает расти. Причем, в одинаковой мере, как благодаря высокому уровню рождаемости внутри страны, так и активной иммиграции. Американцев часто называют "нацией иммигрантов", а США — страной иммигрантов. О путях легальной и нелегальной иммиграции в Америку сегодня пишут много. А вот как они пробирались в Новый Свет 100 лет тому назад? Оказалось, что трудностей с получением "грин карты" хватало и тогда. Об этом на своих страницах рассказал российский журнал "Нива" и, надо сказать, что информация эта весьма поучительна.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет "Новый Колосс" (The New Colossus), посвящённый статуе Свободы. А в 1903 году строки из ее сонета украсили пьедестал Статуи Свободы:

"Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!"

Взывает молча. "Дайте мне усталый ваш народ,

Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,

Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.

Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,

Я поднимаю факел мой у золотых ворот!"

Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1913 году, статуя Свободы. А дальше… ну, что, казалось бы, могло быть проще: прибыли к цели и высадились с корабля. Для тех, кто мог позволить себе роскошь плыть в каюте (первого, второго или третьего классов), высадка в Америке, действительно, в большинстве случаев не представляла больших затруднений; после поверхностного осмотра документов и багажа, правительственный контроль обычно всегда выдавал пропуск, и пассажир мог свободно отправляться, куда ему заблагорассудится. Дело в том, что каютные пассажиры не считались "переселенцами", так как они при осмотре заявляли, что не имеют намерения поселиться в Америке на продолжительное время. Под словом "переселенцы" статистика подразумевала только палубных пассажиров, вот им-то и приходилось испытывать на себе всю строгость американских переселенческих законов.

"С 1820, то есть с тех пор, как в Америке начали вести счёт переселенцам, число последних возросло ужасающей цифры. В 1820 в Соединённые Штаты прибыло 8385, а в 1903 их было уже 857.016 человек. Вследствие этого в 1882 году был издан закон, ставящий разрешение на переселение в рамки определённых условий. В 1903 году, при издании нового закона о переселении, условия эти ужесточились, что сделало высадку палубных пассажиров весьма затруднительной и даже просто мучительной".

Так, закон о переселении лишал права высадки в Соединённых Штатах несколько категорий лиц, а именно: душевнобольных или слабоумных, калек, лиц, заражённых инфекционными болезнями, лишённых работоспособности, осуждённых за преступления и проступки (за исключением политических) и, наконец, "рабочих по контракту". Под ними подразумевались те предусмотрительные или просто умные люди, которые заключали договор о найме с американцами-предпринимателями ещё за границей. Также не разрешалась высадка лицам, добивающимся насильственного свержения правительства США, вот только как их в этой массе определяли не ясно. Душевнобольными же считались даже лица, здоровые на момент прибытия в Америку, но страдавшие душевными расстройствами на протяжении последних пяти лет.

Особые комиссары, врачи и инспектора, распределённые по всем портам Соединённых Штатов, строго отслеживали исполнение законов о переселении. Они были обязаны осматривать новоприбывших и определять соответствуют ли они условиям закона, разрешать ли им высадку или настаивать на отсылке обратно.

Читайте также: Бетси Росс — "звездная" швея флага США

Большая часть переселенцев вступала на американскую землю в Нью-Йорке, за день иногда прибывало до 12000 человек. Ещё до того как судно входило в порт на него отправлялись чиновники, которые проверяли судовые документы и определяли, кто из каютных пассажиров должен подвергнуться более подробному исследованию наравне с палубными. Палубные же пассажиры должны были оставаться на корабле до тех пор, пока их не снимали с него маленькие правительственные пароходы, вмещающие около 400 человек, и не доставляли на берег, где они подвергались осмотру служащими-контролерами. Таможенные чиновники в это время осматривали багаж переселенцев. Особого труда это таможенникам не доставляло, так как у палубных пассажиров редко встречались дорогие, подлежащие оплате таможенной пошлины, вещи. Во время осмотра в толпу палубных пассажиров проникали переодетые полицейские, дабы разузнать, нет ли среди прибывших подозрительных личностей. Разномастные, порой небедные преступники, бежали в Америку в числе палубных пассажиров: в многочисленной толпе было легче потеряться.

После таможенного осмотрадля переселенцев наступало настоящее мучение. В ужасной тесноте они плыли на маленьких пароходах к зданию контроля переселенцев и перед этим зданием, не сходя с парохода, томились, ожидая своей очереди, часами. Когда, наконец, их высаживали, они вновь в четком порядке представали перед инспекторами, гуськом пробирались от одного мучителя к другому, отвечая на задаваемые вопросы. Врачи не особенно задерживали переселенцев, так как палубные пассажиры осматривались еще в европейских гаванях перед посадкой на корабль. Причём лица, лишённые права высадки по американским законам, в число пассажиров не принимались сразу. Кроме того, палубным пассажирам на протяжении первых же дней плавания делали прививки против оспы. В 1903 году были лишены права высадки всего 1797 человек, весьма небольшое число, сравнительно с общим количеством переселенцев.

Гораздо серьёзнее относились к переселенцам инспекторы. Они ловили их на вопросы, казалось бы, самого невинного свойства:

— Что вы намерены делать в Америке?

— Работать, — отвечает вопрошаемый.

— А работа у вас уже есть?

Понятно, что переселенец смущался, боясь, что его отправят обратно, если он скажет "нет", и спешил ответить утвердительно, хотя, конечно же, не знал, когда и где найдёт в Америке работу. Такого человека сразу отделяли от других для отправки обратно или сажали в наказание за вранье в тюремное здание Эллис-Айсленда. Только в 1903 году назад в Европу из США было отправлено не менее 1086 человек таких вот "законтрактованных рабочих".

Но правильный ответ на этот вопрос еще не гарантировал получение тогдашней "грин карты". Инспектор требовал предъявить все наличные средства и спрашивал, что переселенец намерен с ними делать. Ориентируясь на сумму личных денег и на достоверность показаний, переселенцу либо давали разрешение на высадку либо отказывали. Как сообщает "Нива", существовал ли определённый минимум наличных средств или нет, "выяснить определенно не удалось". Показания колеблются между 10 и 30 долларами.

Далее инспекторов интересовала цель путешествия и наличие у претендента родственников среди переселившихся ранее. Только после этого бедолагу отпускали… к следующему инспектору. Тот направлял его в кассу, где европейские деньги обменивались на американские, дабы оградить его от обмана со стороны частных менял. Только после "обменника" процедура считалась законченной и переселенец мог выходить на волю.

Читайте также: Мельница мифов: кто придумал Америку?

Причем, это наилучшее развитие событий. Печальна была участь переселенцев, которым врачи или инспекторы не давали "добро на счастливую жизнь". Их отправляли в Эллис-Айсленд, где содержали в здании переселенческого контроля до тех пор, пока их не находили родственники или поручители. Особая комиссия решала вопрос об их судьбе: разрешить высадиться или же отправить обратно. Решение комиссии переселенец имел право обжаловать, но это случалось крайне редко, так как необходим был ловкий адвокат и изрядное количество денег для восьмидневных прений в суде Эллис-Эйсленд. Поэтому большая часть переселенцев, не получивших разрешение на высадку, возвращалась обратно на пароход, на котором и прибыла, и бесплатно (хоть это было хорошо!) отправлялась обратно.

Свидание переселенцев в Эллис-Айсленде, с оказавшимися в Америке родными, происходило в обстановке, очень сильно напоминавшей тюремную. Это было большое, разделённое железной решёткой помещение, только через эту решётку, они имели возможность видеть родных, говорить с ними, а затем проститься, возможно, навсегда.

Причем условия Эллис-Айсленд для переселенцев были сравнительно благоприятными. По сообщениям генерального комиссара переселенческой комиссии Сан-Франциско, не получившие разрешения высадиться и оставленные на испытание переселенцы содержались в настоящих тюрьмах до тех пор, пока решалась их судьба: депортация либо разрешение высадится на берег.

Переселенцы, которые получили разрешение на высадку, и, не желая оставаться в Нью-Йорке, отправлялись внутрь страны, тоже не отпускались на волю сразу после освидетельствования. Переселенческий контроль передавал их железнодорожным обществам. Железнодорожные общества на своих пароходах перевозили переселенцев на свои станции, где им следовало купить проездные билеты и сесть на поезд. Только с той минуты, когда последний вагон трогался с места, переселенцы, наконец, получали полную свободу действий.

Так что не только сегодня, но и в начале ХХ века попасть в "страну обетованную" было совсем нелегко!

Читайте самое интересное в рубрике"Мир"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить