В Индии набирает силу "вертолетный скандал"

Сегодня весь мир внимательно наблюдает за ситуацией, сложившейся в Индии. Крупная афера, которая была осуществлена в ходе заключения контракта на поставку Минобороны Индии 12 итальянских вертолетов, рискует стать одним из наиболее резонансных дел за последние несколько лет. Подозрения правительства падают на одного из бывших боссов Военно-воздушных сил С. П. Тиаги и еще на 10 приближенных к Тиаги чиновников. Будет ли дан ход этому делу, и почему арестовали главу крупной промышленной группы Finmeccanica Джузеппе Орси?

Факты или предположения — в чем основа международного скандала?

Как стало недавно известно, Центральное бюро расследований (CBI) Индии намеревается в ближайшее время расследовать громкое коррупционное дело о закупке Минобороны Индии 12 итальянских вертолетов. Подробности этого дела намеренно умалчиваются, но уже через неделю команда высококлассных специалистов из Индии должны опубликовать материалы следствия. Расследование коррупционного скандала будет произведено в Италии, при участии обеих сторон.

Подтвердится ли тот факт, что контракт на поставку дорогостоящей военной техники обошелся правительству Индии в десятки раз дороже, чем планировалось? Об этом дискуссируют специалисты в области политики и юристы. В свою очередь, телеканал IBN утверждает, что следователи CBI не могли получить от вышеупомянутого военного ведомства никакой более точной информации, непосредственно касающейся резонансного дела. По этой же причине о том, что будет возбуждено уголовное дело, говорить пока рано. На данный момент инцидент находится на стадии расследования и направленные в Италию представители индийской стороны обещают в ближайшее время пролить свет на эту историю.

Будет ли разорван контракт на поставку военной техники?

На фоне развивающихся событий служба Минобороны еще в предыдущую пятницу официально уведомила итальянскую компанию Finmeccanica о своем желании аннулировать контракт на поставку вертолетов. Это решение самым прямым образом связано с нашумевшим коррупционным скандалом вокруг руководства известной промышленной группы. Пока следствие длится и виновные не наказаны, контракт не может быть расторгнут, но в случае доказательства вины одной из сторон, дело может закончиться весьма плачевно.

Следует напомнить, что истоки коррупционного скандала следует искать в событиях 2010 года, когда глава Finmeccanica Джузеппе Орси подписал "выгодный" контракт на сумму 556 млн. евро на поставку Индии 12 вертолетов, произведенных Аgusta Westland (дочерняя компания Finmeccanica). Джузеппе Орси был арестован 12 февраля этого года в Италии, ему приписывают дачу огромной взятки индийским властям при оформлении контракта. Но не один Джузеппе Орси обвиняется в мошенничестве! В тот же день Кирит Сомаийя, депутат от основной оппозиционной партии Индии "Бхаратия Джаната Парти" (БДП), обратился в CBI с конкретными требованиями. Политик поросил инициировать проверку вероятной роли в этом деле Канишки Сингха, который является помощником вице-президента правящей партии Индийский национальный конгресс (ИНК) Рахуля Ганди. Он обвиняет Сингха в сотрудничестве с Орси и получении немалой доли прибыли от скандальной сделки. Как стало известно, обвинения Сомаийи в адрес Сингха имеют под собой основания! Второй, действительно имеет непосредственное отношение к компании MGF Land Limited, потому как ею владеют близкие родственники Сингха. Этот факт многое объясняет, но не дает права предъявить Сингху конкретное обвинение.

Был ли подписанный контракт так уж выгоден для Индийской стороны?

Как ранее сообщалось сотрудниками издания Indian Express, секретный диалог о вероятном приобретении вертолетов в Италии велся во время поездки президента Италии Адзельо Чампи в Индию еще в феврале 2005 года. Но тогда меньше чем через месяц оборонное ведомство Индии объявило свое жесткое "нет", потому как была выявлена масса претензий к данным вертолетам. Говоря более конкретно о недостатках итальянской военной техники, специалисты отмечают, прежде всего, сниженную наибольшую высоту полета с пяти с половиной тысячи метров до четырех с половиной тысячи (высота полета вертолета Agusta Westland). Кроме этого, были выявлены еще некоторые недочеты, с которым индийское ведомство Минобороны так и не смогло смириться. Так почему же в 2010 контракт все-таки был подписан?

Читайте также: РФ перебивает в Азии инициативу у НАТО

Улучшились характеристики поставляемой продукции, или это грамотный ход одного из владельцев компании, которая после заключения договора положила кругленькую сумму себе в карман? В этом предстоит разобраться индийским следователям, находящимся сейчас на территории Италии. Будет ли возобновлено сотрудничество с Россией после расторжения контракта с Италией?

Этот вопрос волнует наших политиков, и, как оказалось, их волнения не напрасны. Индия не может так просто приостановить действие соглашения на покупку 12 вертолетов AgustaWestland, но вполне может воспользоваться предложением российских разработчиков и докупить безо всякого конкурса Ми-17 в комплектации супер-VIP, произведенные в России. Аннулирование сделки приведет к невиданному скандалу, чего правительство Италии не может допустить. Индия, конечно же, обвиняет во всем местный парламент, но прокуратура Италии не спешит брать вину на себя и обвиняет руководство AgustaWestland в коррупции, которая способствовала победе вертолета AW101 в этом тендере.

Что касается закупки Индией дополнительной партии вертолетов Ми-17 вне тендера — это пока не подтвержденный факт. Россия может предоставить Индии свою помощь, об этом свидетельствуют высокопоставленные источники Hindustan Times. Что за техника эти Ми-17, и можно ли положиться на источники, утверждающие подобную информацию, сегодня точно не известно. Известно лишь, что речь идет о русских вертолетах повышенной комфортности — в прессе Индии сегодня эту версию называют VVIP (very very important person). Это превосходный аналог имеющейся военной технике Индии, и шанс провести дополнительный выгодный контракт для России. По некоторым данным, три единицы из этой партии уже поставлены Индии, но так ли это, Минобороны Индии не комментирует. Подробности данного дела попали в прессу в начале февраля. Но сам коррупционный скандал возник намного раньше, и сейчас компанию обвиняют в том, что противозаконные действия скрывались и умалчивались Finmeccanica на протяжении последних трех лет. Оказывается, прокуратура Неаполя еще в 2010 году расследовала международную деятельность руководителей данной группы, но материалы дела не могли стать достоянием общественности.

Известно, что во время расследования уголовных дел, имевших место в 2011 году, были предъявлены обвинения генеральному директору Finmeccanica Пьеру Франческо Гуаргуальини, а также его супруге Марине Гросси, которая была собственником компании Selex Sistemi Integrati, входившей в группу Finmeccanica. Вследствие этого Гуаргуальини подал в отставку в ноябре 2011 года. После отставки Гуаргуальини главой Finmeccanica был назначен Джузеппе Орси, который до сегодняшнего дня возглавляет компанию по производству вертолетов Augusta Westland, входящую в группу Finmeccanica. Но уже весной 2012 под подозрением оказался и сам Орси.

Следователи Неаполя сочли тогда, что Орси имеет отношение к даче взятки в сумме 10 млн. евро партии "Северная лига за независимость Падании". Орси обвинили в сговоре с политиками, которые получили свои деньги в 2010 году, и выступившими посредниками в обсуждении с индийскими властями взятки за заказ на вертолеты AW101. Эти данные, свидетельствующие против Орси, были получены в результате допросов Лоренцо Боргоньи, бывшего руководителя отдела Finmeccanica по внешним связям. Также были обвинены и задержаны предполагаемые посредники между промышленниками Италии и индийскими чиновниками.

Взятка в размере 51 миллион евро

Недавно следственными органами был проведен обыск в офисе Finmeccanica в Риме и Милане. Посетили правоохранительные органы также представительство AgustaWestland. В результате, главного управляющего компании AgustaWestland Бруно Спаньолини поместили под домашний арест, а Орси был задержан по обвинению в даче огромной взятки заинтересованным лицам в Индии при заключении контакта на поставку вертолетов. Следствие опубликовало свою версию, в которой речь идет о том, что индийские чиновники получили от итальянцев взятку за выбор в пользу вертолетов AW101 в размере 51 млн. евро. Данный инцидент привел к тому, что в день задержания Орси акции компании Finmeccanica рухнули аж на 14%. Владельцы Finmeccanica, в свою очередь, сообщают, что компания продолжает работать, а Орси сам подал в отставку.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Василенков
Сергей Василенков
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить