Выборы в Чехии — это выбор меньшего из зол

Впервые в истории Чехия выбирала президента прямым голосованием народа. Главой страны стал бывший премьер Милош Земан, он опередил действующего главу МИДа Карела Шварценберга. Земан известен своими резкими высказываниями, а Шварценберга и вовсе подозревали в том, что он отдаст Чехию на растерзание немцам. Для РФ итог выборов очень благоприятный.

Чехия выбрала нового президента. Им стал бывший премьер Милош Земан, опередивший действующего главу МИДа Карела Шварценберга. Согласно итогам голосования, прошедшего 25 — 26 января, Земан получил почти 55 процентов голосов, Шварценберг — чуть более 45 процентов. Впервые в истории президента Чехии выбирал народ, прямым голосованием. И Вацлав Гавел, и Вацлав Клаус стали руководителями государства по воле большинства депутатов.

Чехия — парламентская республика, где полномочия президента вроде бы не слишком велики. Однако на практике и Гавел, и Клаус играли огромную роль — особенно это касается внешней политики. Так что вопрос о том, кто станет руководителем 10-миллионной, довольно богатой страны, лежащей в самом сердце Европы, был отнюдь не праздным.

Основной темой противостояния вроде бы должна была стать экономика — всё-таки на дворе кризис. Чехия переживает его относительно неплохо, но неурядиц все равно хватает. Сокращение зарплат учителям и госслужащим, повышение налогов — тем хватало. Лидеру входящей в правоцентристкую коалицию партии "Топ-09" Шварценбергу противостоял левоцентрист, бывший социал-демократ Земан. Классика жанра — правый кандидат против левого, что постоянно случается в любой стране Европы.

Однако в центре внимания предвыборной гонки вдруг оказались вопросы, связанные с итогами Второй мировой войны. Шварценбергу аукнулось то, что он потомок знатного рода, основную часть жизни проживший в Австрии. Среди его ближайшей родни были и чехи, и немцы. В свое время его семья потеряла огромную собственность, а сам он в 1948 году 11-летним мальчиком вместе с семьей уехал из Чехословакии, к власти в которой пришли коммунисты. На родину он вернулся уже в 1990 году — сразу же после того, как социализм пал.

Главу МИДа обвиняли в том, что он отдаст Чехию немцам. В конце 1930-х гг. чешские (судетские) немцы помогли Гитлеру оккупировать Чехию, за что после Второй мировой войны их лишили собственности и заставили уехать в Германию и Австрию. И если германские власти отказались от идеи поддержать потомков судетских немцев в их требованиях к Чехии вернуть имущество, то Австрия официально настаивает на компенсациях. Настаивает, хотя выселение судетских немцев стало частью итогов Второй мировой войны.

Оппоненты Шварценберга сделали ставку на очевидные факты его биографии, и не прогадали. Как потомок знатного рода, он мог иметь корыстный интерес в плане возвращения собственности. Как человек, называющий Австрию второй родиной, в нем можно увидеть проводника австрийских интересов. А что на выходе? На выходе — массовое возвращение собственности потомкам тех, кто помогал Гитлеру уничтожить Чехословакию. То есть, опять отдать Чехию на съедение немцам.

Против Земана играли его многочисленные резкие высказывания. Он никогда не стеснялся в выражениях относительно своих политических противников. Что касается дел мировых, то он открыто сравнивал покойного лидера Палестины Ясира Арафата с Гитлером, а всех мусульман считает потенциальными террористами. Насилие в отношении выселяемых судетских немцев в 1945–1946 гг. он фактически оправдал, назвав их всех "пятой колонной Гитлера". Как выяснилось, несдержанность на язык оказалась в глазах чехов меньшим злом.

Кто из двух кандидатов был выгоднее России? Русофилом нельзя назвать ни того, ни другого. Земан в свое время пострадал после того, как в 1968 году СССР и другие страны Варшавского договора подавили "Пражскую весну". Шварценберг держит зуб на Советский Союз по той причине, что без его помощи коммунисты в Чехословакии едва ли бы пришли к власти. И у него не было бы необходимости эмигрировать, он не потерял бы поместья-угодья. Оба политика считают краеугольным камнем чешской внешней политики членство в ЕС и НАТО.

Но дальше начинаются различия. Вернувшись на родину, Шварценберг стал советником покойного президента Вацлава Гавела, который был одним из самых яростных критиков России в Европе. Российско-чешские отношения в ту пору (1993-2003 гг.) благодаря Гавелу (а отчасти и Шварценбергу) находились практически в тупике. Из Праги нас критиковали за Чечню, "недостаток демократии", "имперские амбиции". И Чехия слепо ориентировалась на Запад.

Став в 2006 году министром иностранных дел, Шварценберг (с годичным перерывом) определяет чешскую внешнюю политику. И проявил он себя "во всей красе". Он настаивал на размещении в Чехии радара системы ПРО США, хотя народ был против. Он признал независимость Косова — хотя большинство политиков возражали. Шварценберг поддерживал приём Украины и Грузии в НАТО, выказывал теплые чувства к Виктору Ющенко и Михаилу Саакашвили. Хорошо, что был сдерживающий фактор в лице президента Вацлава Клауса. Иначе российско-чешские отношения скатились бы на уровень "холодной войны".

За Земаном такой шлейф антироссийских действий не тянется. Пусть и в очень категоричной форме, но он отказал в поддержке и размещению элементов ПРО и независимости Косова. За жестокие разгоны оппозиционных митингов он сравнивал Саакашвили с Иосифом Сталиным и Лаврентием Берией. Будучи в 1998–2002 гг. премьером, он пытался наладить связи с Россией "через плечо" Гавела.

Так что победа Земана для России — неплохая новость. С его предшественником Вацлавом Клаусом отношения наладить удалось. И есть все предпосылки для того, что и с новым "хозяином" Пражского Града они сложатся.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить