Украина: Референдум под занавес

6 ноября депутаты Верховной Рады Украины, буквально за несколько дней до сдачи полномочий своим преемникам, избранным 28 октября, приняли закон о референдуме. Благодаря этому появилась возможность менять и даже целиком принимать Конституцию страны заново – что ранее было практически немыслимо из-за отсутствия у любой из украинских политических сил конституционного большинства. Как же намерена воспользоваться открывшимися возможностями команда Виктора Януковича?

6 ноября, накануне уже давно не отмечаемой на Украине годовщины "Великого Октября" украинские парламентарии приняли документ, который по последствиям может оказаться вполне сравнимым в революционности с далекими и не очень событиями этого ряда. Речь идет о законе о референдуме – ставящем на принципиально новый уровень и само общенародное волеизъявление, и конституционное законотворчество.

Дело в том, что в этих сферах у юго-западной соседки России до недавнего времени царил полный застой. Возрожденная из небытия Конституционным судом Конституция 1996 года (кстати, принятая тогдашней Радой за всего одну ночь, под угрозой проведения президентом Кучмой референдума о своем варианте Основного Закона) предусматривает возможность любых изменений лишь большинством в две трети голосов. А такого преимущества ни у одной из противостоящих другу другу украинских политических сил отродясь не было.

Читайте также: Украина в Европе: меж Албанией и Румынией

Да, теоретически законодательством был предусмотрен и референдум. Но его итоги все равно подлежали "имплементации", утверждению Верховной Радой – все тем же большинством в 300 мандатов. Поэтому, например, изменения в Конституцию, принятые на референдуме в начале "нулевых" так и не стали ее частью – депутаты просто отказались их поддержать, а президент молча сглотнул пилюлю.

Даже в 2004 году, когда Кучма перед уходом хотел передать большую часть полномочий назначаемому парламентским большинством правительству, в ущерб власти всенародно избранного президента (в которые тогда рвался западник Ющенко) – провластное большинство в Раде все равно не смогло добрать нескольких голосов к вожделенным 300-м.

После чего, собственно, и стала возможной "оранжевая революция" – организованная для приведения к власти "кумира Майдана". В противном случае, она была бы просто бессмысленной. В силу того, что полномочия президента, в случае вступления в силу политреформы (это произошло только в середине 2006 года) стали бы напоминать таковые у "английской королевы" – чего ж ради них было огород городить?

Но в декабре 2004 года изменение действующей Конституции таки произошло – один-единственный раз. Ведь тогда за них голосовали и сторонники Кучмы-Януковича – и Ющенко. Первые хотели гарантий более удобной для них парламентской формы правления, не соглашаясь без этого на пересмотр итогов президентских выборов – второй добивался президентского кресла любой ценой. Вот и заключили тогда непримиримые враги временный компромисс.

Читайте также: Сборы на утиль - подножка Украине

Однако с тех пор Конституция так и оставалась священной коровой. Даже возврат к ее прежней редакции 96 года был осуществлен победившим в 2010 году Януковичем не через Раду, а посредством подконтрольного ему Конституционного суда, просто признавшего незаконным из-за формального нарушения регламентных норм, памятное конституционное голосование декабря 2004 года.

Между тем, в старом варианте Основного Закона власть многое не устраивает. Например, многочисленные социальные статьи, принятые в 1996 году под давлением коммунистов и социалистов – предусматривающие бесплатное образование, медобслуживание, право на жилье и прочее.

Еще большее количество политиков, представляющих интересы избирателей Юго-Востока Украины, желают изменить языковую статью – относительно единственного украинского государственного языка. Если не в пользу двух государственных – то хотя бы с предоставлением русскому статуса официального, как это, например, предусмотрено в Казахстане. Кстати, по данным соцопросов, "официальный" статус русского поддерживает большинство населения, частично даже в правобережных, традиционно более националистически настроенных, регионах страны.

Читайте также: Украинане обошла сторонойюбилей УПА

 

 

 

Но, конечно, главной причиной принятия Закона о референдуме в "пожарном порядке", буквально за несколько дней до "смены караула" в Верховной Раде избранными 28 октября новыми депутатами, стал другой фактор. Парламентские выборы показали, что оппозиция (причем, оппозиция антироссийская) при учете данных по партийным спискам, пользуется пусть не значительно – но все же большей популярностью, чем Партия Регионов, даже с учетом союзников-коммунистов. Если бы не половина мест в Раде, формируемых за счет выборов в мажоритарных округах, власть неизбежно потеряла бы в ней даже простое большинство. А уж конституционное – тем более.

При таком раскладе надеяться на возможность переизбрания при сохранении прежнего порядка президентских выборов Виктору Януковичу почти не приходится. Спасением для него может быть, разве что, выход во второй тур против коммуниста Симоненко или неофашиста Тягнибока. Тут уж за Виктор Федорыча могут проголосовать, как за меньшее зло даже те, кто его обычно на дух не переносит.

При других же раскладах поражение действующего главы государства практически неизбежно. Посему в украинских провластных кругах давно говорят о возможности изменения самой процедуры президентских выборов – перенесении их в парламент. Где у Януковича уже практически есть худо-бедно набранное простое большинство.

Для этого и был в столь спешном порядке принят закон о референдуме, пилившийся в кулуарах Рады после первого чтения еще с 2010 года. Регионалы надеялись на более убедительную победу на недавних выборах – а потому приберегали документ на крайний случай. Главной изюминкой изменений является обязательность принятых всенародным голосованием изменений в Конституцию – уже без утверждения конституционным большинством парламента.

Оппозиция, хоть и заявила резкий протест против таких действий - но помешать им не в состоянии. Ведь у нее даже в будущей Раде нет и простого большинства - так что принять альтернативный закон она будет не в состоянии. К тому же он все равно должен быть подписан президентом – преодолеть вето которого можно, опять же, только "квалифицированным" большинством.

Читайте также: Удар под дых русскому языку на Украине

А итоги всенародного голосования, как показывает и СНГовский, и зарубежный опыт, в значительной части зависят от того, насколько правильно сформулирован его организаторами вопрос в бюллетене. Помнится, в судьбоносном 1991 году граждане Украины, практически равным количеством голосов, ничтоже сумняшеся поддержали взаимоисключающие и "горбачевский" референдум о сохранении Союза, и "кравчуковский" опрос о суверенитете ныне "незалежной".

Так что, победа на таких плебисцитах – это проблема даже не "правильного" подсчитывания бюллетеней, а эксклюзивной возможности сформулировать вопрос согражданам – и почти стопроцентно получить их, пусть небольшую, но поддержку.

Вот только как именно воспользуется команда Януковича возможностями принять на референдуме новую Конституцию – пока очень большая загадка. Продление полномочий любимого лидера через перенесение процедуры его избрания в Раду они то обеспечат. Равно, как и фактическое изъятие из текста Основного Закона "пережитков социалистического прошлого" – чем, кстати, еще больше стратегически скомпрометируют саму идею дружбы с Россией. Ведь больше всего спекулирует на ней либерал-реформаторская Партия Регионов – а реформы эти не сильно нравятся населению.

А вот насчет языкового равноправия в тексте гипотетической новой конституции – очень большие сомнения. Достаточно сказать, что ее главным редактором является известный русофоб и западник, первый президент Украины, Леонид Кравчук. Которого очень задел даже куда более "паллиативный" закон о предоставлении русскому языку статуса регионального в местах компактного проживания русскоязычного населения.

Впрочем, рассмотренная в статье стратегия Партии Регионов на изменение Конституции референдумом – лишь один из возможных вариантов. До президентских выборов 2015 года – еще больше двух лет, и ситуация может еще не раз измениться.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить