Нацистским преступникам дадут умереть спокойно

Нацистским преступникам дадут умереть спокойно. Нацистским преступникам дадут умереть спокойно Прошло уже более 60 лет с окончания Второй мировой войны, но преступления, совершенные нацистами, до сих пор преследуются по закону. Но, как выяснилось, не в любой стране. Так, Австралия отказалась выдать Венгрии подозреваемого в военных преступлениях, потому что на момент их совершения - в 1944 году - такой статьи в венгерском законе не было.

Чарльзу Зентаю, о котором идет речь, сейчас почти девяносто лет. Соответственно, преступление, за которое его хотели судить в Венгрии, он совершил в возрасте чуть старше двадцати. Предполагается, что он убил еврейского мальчика, отказавшегося носить на одежде желтую звезду. Это обвинение против него выдвинула известная израильская правозащитная организация "Центр Симона Визенталя", занимающаяся розыском нацистских преступников по всему миру. Она организовала преследование Зентая в 2004 году и вскоре обратилась к австралийским властям с просьбой выдать его Венгрии для суда.

Пять лет спустя Сидней принял решение удовлетворить эту просьбу. Однако сам Зентай, уже шестьдесят лет как являющийся гражданином Австралии, категорически отрицает свою причастность к этому убийству и вообще к каким-либо военным преступлениям. Столкнувшись с агентами "Центра Симона Визенталя", он обратился в федеральный суд, и тот запретил экстрадицию. С тех пор неоднократно предпринимались попытки снова добиться выдачи Зентая, но ни одна не увенчалась успехом - и, видимо, так оно и останется.

Читайте также: Нацистский "преступник №1" схвачен в Венгрии

Когда-то отношение к преступлениям нацистов было совершенно иным. Оно было заложено на Нюрнбергском процессе, где впервые прозвучали обвинения в преступных деяниях против мира и человечности, и в октябре 1945 года двенадцать нацистских преступников были приговорены к  смертной казни, трое - к пожизненному заключению, а четверо - к лишению свободы на сроки от десяти до двадцати лет. Впоследствии международный Военный трибунал возглавил еще 12 процессов, которые проводились в Нюрнберге в 1946-1949 годах. Перед ним предстали 177 высокопоставленных военнослужащих гитлеровских войск, вина 97 из которых подтвердилась.

Параллельно шли судебные разбирательства над военнопленными "на местах", в СССР, Великобритании, США и Франции. Сначала предъявлялись обвинения в расправах с военнослужащими стран-союзников, потом начались слушания по делам о преступлениях руководителей и сотрудников концлагерей, о притеснении еврейского населения и так далее. Один из самых известных процессов над нацистскими преступниками состоялся в Польше в 1947 году: тамошний суд приговорил к смертной казни комендант концентрационного лагеря Рудольфа Гесса и его подчиненных.

Читайте также: Нацистский преступник умер незадолго до суда

Аналогичные процессы организовывались и в самой Германии: местные власти разбирали дела о притеснениях нацистами германских граждан и лиц без гражданства. С 1945 по 1970 годы было проведено 925 судебных заседаний, и большинство из них закончились обвинительными приговорами - однако, как отмечала мировая общественность, слишком лояльными в отношении пожилых людей и тех, кто совершал преступления по приказу.

К концу ХХ века активность "охотников за головами" из "Центра Симона Визенталя" и других правозащитников, занимавшихся розысками нацистских преступников по всему миру, заметно поутихла, ведь объекты охоты со временем умерли или превратились в дряхлых стариков. Добиваться их экстрадиции и отдавать под суд крайне сложно, тем более что власти стран, в которых они обосновались, не склонны тратить силы и время на восстановление исторической справедливости.

Читайте также: Холокост сознания для российских школьников

Полвека назад активисты "Центра Симона Визенталя" действовали куда более радикально, даже не добиваясь официального разрешения на вывоз предполагаемого преступника за пределы страны проживания. Именно в таком стиле в 1960 году была осуществлена поимка Адольфа Эйхмана, считавшегося одним из самых ярых угнетателей еврейского народа. На тот момент Эйхман являлся гражданином Аргентины, которая после окончания Второй мировой войны приютила многих беглых нацистов. Поэтому израильские правозащитники не стали обращаться за помощью к местным чиновникам, а попросту похитили Эйхмана, вывезя его в Израиль и там отдав под суд. В 1961 году ему вынесли смертный приговор, который был приведен в исполнение год спустя.

Аргентина тогда, кстати, устроила скандал мирового масштаба, обвинив израильские власти в противозаконном обращении с ее гражданином. Дело дошло даже до жалобы в ООН. Но Организация объединенных наций не нашла никаких подтверждений причастности официального Тель-Авива к похищению Эйхмана. "Центр Симона Визенталя" же является негосударственной структурой, а его сотрудники - добровольцами, и привлечь их к ответственности нечего было даже пытаться: разгорелся бы скандал погромче первого. Поэтому Аргентина перестала возмущаться и со временем пересмотрела свою позицию. В 2000 году ее президент Фернандо де ла Руа, будучи с визитом в США, принес извинения за то, что его предшественники некогда умышленно укрывали столь опасных преступников. И пообещал всячески содействовать поимке тех из них, которые на тот момент еще проживали в Аргентине.

Читайте по теме: Эстонский рай для нацистских палачей

Но отнюдь не все страны проявили такую готовность к сотрудничеству с израильскими правозащитниками. Латвия, Канада, Сирия, Швеция, Литва, Австрия, Эстония и Норвегия, по сути, вообще отказались заводить дела в отношении предполагаемых нацистов и расследовать преступления времен Второй мировой - за давностью лет. По той же причине самим агентам "Центра Симона Визенталя" становится все сложнее собирать доказательства причастности подозреваемых ими людей к совершению военных преступлений. По данным газеты La Repubblica, в 2011 году было проведено 1300 расследований, из них большинство не дали результатов. Так или иначе, через считанные годы нацистских преступников вообще не останется в живых. Да и сейчас они уже в таком преклонном возрасте, что судебные процессы и обвинительные приговоры - это скорее дань памяти жертвам нацистов, символические акты. Поэтому неудивительно, что на официальном уровне отношение к ним несколько изменилось, как у Австралии.

Читайте все самое интересное в рубрике "МИР".

Автор Сергей Василенков
Сергей Василенков
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить