Начались подводные испытания украинской субмарины "Запорожье"

"Запорожье" дождалось черноморских глубин

Украинские СМИ ликуют: единственная подлодка Незалежной "Запорожье" вышла-таки в море для проведения ходовых испытаний в подводном положении. Радость украинцев понятна: все-таки столько лет ждали! Вообще половину своей "жизни" 42-летняя субмарина, чья карьера началась еще при Советах, провела в ремонте. Но теперь ее ждут волны Черного моря.

С начала 2012 года подводная лодка "Запорожье" уже трижды совершала выход в море в рамках ходовых испытаний — 25 апреля, 12 июня и 4 июля. Кроме того, в конце мая субмарина принимала участие в украинско-российских учениях "Фарватер мира-2012". Правда, все это производилось в надводном положении.

Читайте также: Россия выпустила "Всемогущего" в море

Построена единственная украинская подлодка была в Ленинграде. Спущена на воду 29 мая 1970 года, 6 ноября 1970 года она вошла в состав Северного флота под обозначением Б-435. За 20 лет службы в составе Северного флота СССР совершила 14 дальних походов, в том числе в 1971 году посетила Гавану, в 1977 году в процессе боевой службы нанесла визит в Тунис. Летом 1990 года по внутренним водным путям была переведена с Севера на Черное море, 27 августа вошла в состав Черноморского флота, зачислена в 153-ю бригаду 14-й дивизии подводных лодок. Базировалась в Южной бухте Севастополя.

Ну, а потом вы и сами знаете — распад Союза, парад суверенитетов и так далее. В 1997 году при разделе Черноморского флота СССР между Россией и Украиной бывшая советская подводная лодка Б-435 была передана Украине и получила имя U01 "Запорожье". На том как бы и успокоились. Подлодка все равно была совершенно не боевой, ей требовался серьезный ремонт. Кроме того, ее аккумуляторная батарея требовала замены, а на это у Украины денег тогда не было.

Однако лодку в ремонт все-таки поставили и чинить потихоньку начали. 22 февраля 2003 года в Балаклаве близ Севастополя состоялся торжественный спуск лодки на воду по окончании докового ремонта. Затем на подводной лодке поменяли аккумуляторные батареи. Что интересно, новые батареи были закуплены у греческой компании "Germanos S. A.". Сумма сделки составила около 3,5 миллиона долларов. А ведь, по некоторым данным, Россия предлагала батареи в два раза дешевле, но у нее покупать отказались…

В 2007 году в прессе проскальзывали сообщения о намерениях Украины продать субмарину Ливии после ремонта. Впрочем, эти вести вскоре сошли на нет. Ну, а сейчас, сами посудите, — кому ее там продавать? Так что, скорее всего, подлодка будет выполнять боевые задачи в составе ВМС Украины.

В 2009 году "Запорожье" поставили на территорию 13-го судоремонтного завода Черноморского флота России в Севастополе. В январе 2010 года завершалась установка новых аккумуляторных батарей. Велись работы по монтажу современных гидроакустической и радиолокационной станций, а также систем связи.

20 марта 2012 года субмарина "Запорожье" покинула акваторию российского завода. В ходе ремонта российские специалисты заменили участки обшивки корпуса, произвели ремонт донно-забортной арматуры, торпедных аппаратов, винто-рулевого комплекса, дейдвудных сальников, монтаж носового шпиля, очистили и заново покрасили корпус и цистеры главного балласта.

За время ремонта корпус подводной лодки был тщательно обследован при участии проектантов и представителей Института сварки имени Патона. Все места коррозии и язвины были наплавлены и заварены. 25 апреля 2012 года свершилось: субмарина "Запорожье" впервые за 20 лет вышла в открытое море.

Стоит напомнить, что дизель-электрическая подводная лодка "Запорожье" имеет подводное водоизмещение 2,475 тысячи тонн и длину 104 метра. В надводном положении субмарина может развивать скорость до 16 узлов. Глубина ее погружения достигает 280 метров, а автономность плавания — 90 суток. Штатный экипаж — 83 человека. На вооружении "Запорожья" стоят шесть носовых и четыре кормовых торпедных аппарата калибра 533 миллиметра.

Между прочим, "Запорожье" является единственным кораблем проекта 641, до сих пор находящимся на вооружении. Все остальные корабли этого проекта выведены из боевого состава как устаревшие или выслужившие установленные сроки эксплуатации. Много лодок этого проекта уже утилизировано. То, что российским судоремонтникам удалось вернуть 42-летнюю субмарину в строй и довести до этапа подводных ходовых испытаний, можно назвать настоящим чудом…

Читайте также: "Ясени" и "Бореи" как в воду канули

Ну, а как же экипаж "Запорожья"? Ведь украинские подводники до 2012 года в море не выходили. По-видимому, с его опытом, навыками и знаниями все в порядке. В соответствии с украино-российскими договоренностями, в российских учениях осенью 2010 года принимали участие несколько украинских офицеров-подводников.

Они стажировались в должностях вахтенных офицеров и командиров боевых частей на борту российской подводной лодки Б-871 "Алроса". Да и другую помощь в обучении экипажа Россия оказывает. В общем, стоит пожелать украинским подводникам, чтобы число погружений равнялось количеству всплытий…

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить