Массовые волнения в Израиле

Израильский костер лучше, чем квартплата

Израильский протест: из палатки - в огонь. Израильский протест: из палатки - в огонь Израиль вновь охвачен волнениями. С самого начала инициаторы многочисленных акций протеста выступали против непомерно высоких цен на жилье, осуждая бездействие правительства, которое отказывается решать жилищную проблему в стране. Теперь лидеры "палаточного протеста" пытаются повторить прошлогодний успех, собрав под своими знаменами тысячи людей не только в Тель-Авиве, но и в других крупных городах. Однако в одну реку, как известно, нельзя войти дважды.

В этом году активистам социального движения не удалось установить палатки в центре столицы. Муниципальные власти запретили выражать свой протест таким способом, так как, по мнению чиновников, в палаточных городках неизбежно процветает антисанитария, а сами они создают неудобства для жителей мегаполиса. Парки, скверы и другие общественные места должны использоваться по назначению, полагают в мэрии.

Сторонники оппозиции, в свою очередь, заявляют, что не планировали развертывать крупных палаточных лагерей посреди городов. Несколько палаток должны были стать символом борьбы против социальной несправедливости. Но муниципальные инспекторы изначально не собирались торговаться и решили вопрос принципиально - как отрезали.

На самом деле правительство Нетаньяху делает все, чтобы не допустить повторения "палаточной революции" 2011 года. А своевременные действия полиции, которая оперативно вмешалась в действия активистов оппозиции и не позволила установить палатки в Тель-Авиве, наглядно продемонстрировали готовность властей к любому развитию событий.

Читайте также: Правительство Израиля "перекосило" от армии

А развивались они не лучшим для правительства образом: 23 июня социальный протест достиг такого накала, что оппозиционеры и их сторонники перешли к радикальным действиям, так что ситуация на улицах города едва не вышла из-под контроля. Люди выходили на проезжую часть, врывались в отделения банков "Леуми" и "Апоалим", били стекла, громили витрины. Начались стычки с полицией. Та задержала 85 человек, после чего наступило относительное затишье.

В общей сложности стражам порядка потребовалось более пяти часов, чтобы навести порядок. В руководстве полиции отмечают: манифестанты стали вести себя заметно агрессивнее, в отношении некоторых из них могут быть выдвинуты обвинения в уголовных преступлениях. Участились провокации, причем они не находят понимания среди организаторов и рядовых протестующих. В частности, с осуждением актов вандализма, совершенных в ходе "митинга", выступил председатель Студенческого объединения, которое разделяет позицию организаторов протеста.

После этого местные СМИ начали писать о "погромах" и "бунтах" в Тель-Авиве, заметно накаляя страсти вокруг и без того непростой ситуации. Но даже в этих условиях муниципальные чиновники и полицейские разрешили оппозиции проводить мирные демонстрации - разумеется, не массовые. Палаточный лагерь им предложили разбить в специально отведенном месте.

Израильский протест: из палатки - в огонь. 266342.jpeg

Но все попытки ограничить социальный протест цивилизованными рамками по сути мало что меняют. Успех "палаточного движения" будет определяться, прежде всего, наличием массовой поддержки среди населения Израиля. Марши и демонстрации, состоявшиеся с мая по июль 2012 года, не собрали большого числа участников. Не случилось сенсации и 14 июля 2012 года: в этот день на очередной марш, посвященный годовщине начала палаточного протеста, на Сдерот Ротшильд в Тель-Авиве вышли около 250 человек. Около 300 участников собрали демонстрации в Хайфе и Иерусалиме, а в Афуле и Беэр-Шеве - того меньше. Самым многочисленным (от двух до пяти тысяч человек) оказался марш, проходивший в столице от площади перед театром "Габима" до одного из правительственных зданий на улице Каплан.

Разнокалиберность акций и несоответствие масштаба мероприятий авансам организаторов свидетельствуют о том, насколько неоднородно движение социального протеста. Нередко оно находит весьма странные формы выражения. Так, недавно местные СМИ сообщили об акции водного протеста: ее немногочисленные участники решили воспользоваться для выражения своего недовольства социально-экономической политикой правительства лодками и яхтами.

Читайте также: Израиль не справляется с потоком нелегалов

Израильская газета "Маарив" уже назвала нынешний протест в целом искусственным и театральным. Однако в минувшую субботу вечером в Тель-Авиве произошло событие, которое всколыхнуло общественное мнение страны: 46-летний житель Хайфы Моше Сильман совершил акт самосожжения на митинге социального протеста, выразив таким ужасным образом свой протест против безразличия властей к проблемам малоимущих. Некогда у Сильмана был собственный бизнес, но потом он остался без работы и средств к существованию, а от чиновников никакой помощи не дождался. Охватившее его пламя удалось потушить, но мужчина получил тяжелейшие ожоги и был доставлен в больницу в критическом состоянии.

Узнав об этой трагедии, тысячи демонстрантов вышли на улицы Тель-Авива, Иерусалима, Рамат-Гана, Хайфы и Беэр-Шевы. На плакатах, которые они несут, - надписи "Каждый из нас Моше Сильман", "Отчаяние сжигает. Кто следующий в очереди?", "Биби, ты сожжешь и меня". Израильские СМИ снова сеют панику, делясь со своими читателями опасениями в том, что и другие участники акций протеста от отчаяния могут последовать примеру несчастного Сильмана.

Впрочем, даже воскресные акции протеста, в которых приняло участие несколько тысяч человек, не изменили общей картины происходящего. Создается такое впечатление, что "палаточная революция" попросту сдулась, так и не начавшись. Судя по всему, большинство израильтян предпочитают решать свои экономические проблемы самостоятельно.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир".

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить