Противники Башара Асада распространяют слухи относительно "алавитского режима"

Исламисты Сирии: "Алавитов - в могилы!"

Противники Башара Асада упрекают его в том, что его власть недемократична. Враждебные ему силы распространяют множество провокационных слухов относительно "алавитского режима". Пожалуй, самые невинные штампы и ярлыки в адрес алавитов — сектанты, демонопоклонники и так далее.

А, с другой стороны, слышны обвинения в невиданном угнетении женщин. Как бы там ни было, но пущенный радикальным салафитским шейхом Арауром лозунг "Алавитов — в могилы!" вовсю претворялся в жизнь в том же Хомсе. Кто же такие алавиты, и почему их так не любят исламисты? Своими мыслями в интервью "Правде.Ру" поделился сирийский эксперт Али Салим Асад.

— Востоковеды до сих пор не могут придти к окончательному выводу, кто же такие алавиты?

— Среди алавитов есть как арабы, так и курды, живущие не только в Сирии, но и Турции. И это фактически коренное, а не пришлое или смешанное население. Объясняю разницу с арабами-бедуинами. Что они принесли с собой из Аравийского полуострова? Да ничего существенного, кроме того, что насаждали свои порядки. Если же брать алавитов, то последователи этого верования унаследовали очень многое от прежних цивилизаций. Взять хотя бы то, что они фактически принимают своими святыми древнегреческих философов, включая Аристотеля. Во многом потому, что алавиты поклоняются знаниям и очень уважают ученых. Для них Бог — это разум. И именно уже одно это обстоятельство используется некоторыми суннитскими шейхами для того, чтобы называть алавитов язычниками.

Читайте также: Как спасти сирийских христиан?

И кстати, работа особо почитаемого у алавитов философа и писателя Абу-Ала-Марии (973-1057) "Сообщение о прощении" вдохновила впоследствии Алигьери Данте (1265-1320) на написание его "Божественной комедии". Но я бы не сказал, что они представляют отдельную религию. Правильнее, на мой взгляд, было бы говорить о том, что это особое направление в имамском шиизме. И никакие они не суфии, хотя кто-то ошибочно пытался приписать им суннитские вещи.

И влиятельный шиитский имам ас-Садр из Ливана — тот самый, похищение которого приписывают спецслужбам Каддафи, поставил в споре об алавитах точку, указав, что они являются мусульманами-шиитами.

— Но многие исследователи уверены в том, что они не мусульмане, указывая на то, что алавиты верят в переселение душ и употребляют вино…

— Алавиты ходят молиться в мечети, но при этом алавитская религия включает в себя ряд уникальных вещей, которые и не нравятся суннитским радикалам. Да, алавиты верят в переселение душ и в их вечность. Они говорят, что душа жива. Это чисто философский подход. Согласно алавитским верованиям, душа человека, перерождаясь, постоянно проходит очищение в ожидании Судного дня. То есть, если человек жил как животное, то и переродится он в следующей жизни в наказание как животное. И напротив, если он жил как праведник, то переродится соответственно прожитой им жизни. Подобное есть и у друзов.

Что касается употребления вина, то этот момент усиленно используют салафиты в пропаганде против алавитов, будто у них чуть ли не поощряются пороки, включая и употребление алкоголя. Скажу, что вино используется по старой алавитской традиции исключительно в тайных ритуальных религиозных целях. Речь идет о маленьком глотке виноградного вина. Но это не значит, что у алавитов поощряется употребление алкогольных напитков. Эта традиция взята у христиан от знаменитой последний вечери Иисуса Христа, когда он говорил апостолам, что вино — это кровь его, а тело — хлеб. Однако, в отличие от христиан, использование виноградного вина у алавитов покрыто для остальных тайной. Так сложилось за сотни лет гонений.

Впрочем, когда ваххабиты утверждают, что алавиты, заимствовали очень многие порядки у христиан, это по большей части ложь, направленная на разжигание к ним ненависти. В результате появилось даже мнение, согласно которому, алавиты — это христиане, принявшие ислам 400 лет назад и изолировавшиеся в горах. Однако нельзя не отметить, что алавиты действительно признают и Иисуса Христа, и Деву Марию, равносильно тому, как они считают святой дочь пророка Мухаммеда.

Читайте также: Отмена ЧП не спасет Сирию от исламистов

Правда ли, что у алавитов женщина находится в необычайно жестких условиях по отношению к мужчине?

— Во времена Фатимидской и Османской империи все алавиты подвергались гонениям, и во многом поэтому у них сложились консервативные взгляды. В том числе это касается и женщин. Но многие вещи им приписываются незаслуженно. Чтобы сохранить свою Веру, они ушли в подполье. В условиях враждебного окружения алавиты-мужчины держали в тайне большинство религиозных ритуалов и богослужений в секрете от женщин. Ведь они могли выйти замуж за человека из совсем другой общины и раскрыть их врагам.

Но на этом вся "дискриминация" и заканчивается. Вообще, у алавитов очень редко встречается многоженство, которое в этой среде отнюдь не приветствуется. Большинство алавитских женщин — образованные и довольно свободные. У большинства суннитов женщины находятся в очень подчиненном и даже угнетенном состоянии по отношению к мужчинам, им положено ходить если не в парандже, то уж точно в хиджабе, и вообще, достигшая детородного возраста девушка не имеет права ходить без сопровождения мужчины.

Читайте также: Штурм Дамаска: Кто? Где? Когда?

Напротив, у алавитов представительницы слабого пола куда более свободны, они имеют право голоса, участвуют в дискуссиях с мужчинами и могут за себя постоять. И, наконец, они сами зарабатывают деньги, особенно в сельской местности, а значит, уже во многом поэтому имеют определенную независимость от мужчины, что встречается далеко не во всех суннитских общинах.

Некоторые суннитские шейхи указывают, что недовольство суннитов в значительной степени определяется тем, что им не нравится чрезмерное присутствие во власти алавитов, которые якобы составляют всего 10 процентов от населения Сирии…

— Такие пропорции были лишь в начале 1970-х годов. Суннитские деятели сознательно занижают число алавитов в Сирии и их пропорции по отношению к представителям остальной части населения. Причем они же приплетают сюда и всех курдов, хотя среди них очень много алавитов. Сейчас, в условиях сирийского социализма, рождаемость алавитов заметно повысилась, и к настоящему времени их доля в 23-миллионном населении составляет 22-25 процентов. Однако среди сирийских суннитов, которых насчитывается чуть более 60 процентов, все меньше людей, которые верят радикальным шейхам, и все больше тех, кто хочет светского образа жизни без религиозных перекосов и шариата.

— Как уживаются алавиты с представителями иных конфессий?

— Христиане при них чувствуют себя защищенными. По крайней мере, повода бежать из страны у них до сих пор не было. И церкви мирно сосуществуют с мечетями. Но сейчас, после серии вылазок террористов, становится ясно, что кое-кому не терпится нарушить этот мир. И в этом направлении активно работают иностранные спецслужбы, натравливающие радикальных суннитов на всех остальных. Есть тут и чисто исторические вещи, но это тема отдельного интервью.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить