Сербы северного Косова отказались от власти албанцев

Референдум отчаяния сербов Косова

В северных районах Косова завершился референдум среди местных сербов. Почти все его участники отрицательно ответили на вопрос о том, поддерживают ли они провозглашение независимости края. С помощью голосования многие косовские сербы хотели бы решить вопрос о включении северных муниципалитетов Косова в состав непосредственно Сербии. Однако этому противятся и албанцы, и ЕС, и даже власти в Белграде.

Референдум проводился в четырех косовских муниципалитетах — Косовска-Митровица, Звечан, Зубин Поток и Лепосавич. Несмотря на многочисленные этнические чистки, проводившиеся в Косове с 1999 года, сербы все еще составляют в них подавляющее большинство населения. Их жителям 14 и 15 февраля предстояло ответить на один вопрос: "Поддерживаете ли вы учреждения так называемой Республики Косово?". Ответ был однозначным: 99,74 процента ответили отрицательно. Тем самым местные сербы высказали недоверие албанским властям края и выразили нежелание жить под их властью.

Отметим, что сегодня в Косове проживает порядка 130 тысяч сербов (из примерно двух миллионов). Значительная их часть сосредоточена в северных районах края, где как раз и проводился референдум. Четыре вышеозначенных муниципалитета граничат с основной территорией Сербии. Власть албанцев сюда фактически не распространилась. Здесь продолжают жить по законам сербского государства и хотят, чтобы в этом смысле ничего не менялось. Другое дело, будет ли иметь данное голосование хоть какие-то последствия…

Читайте также: Сербы не готовы менять Косово на ЕС

Президент Сербии Борис Тадич фактически отказал соплеменникам на севере Косова в поддержке. "Эта инициатива подрывает потенциал нашего государства и не отвечает интересам косовских сербов. Таким образом они дистанцируются от государства и защиты законных интересов сербского населения в Косово и Метохии. Сербия никогда не признает независимость Косова и выступает за разрешение любых касающихся этого вопросов на основе переговоров", — заявил он еще до референдума.

Но в этом смысле сербские политики не едины. Оппозиция поддержала волеизъявление соплеменников. Госсекретарь сербского Министерства по делам Косова и Метохии Оливер Иванович выразился достаточно четко: "Не будет сюрпризом, если сербы с севера Косово провозгласят независимость этой (северной. — Ред.) части края. Не стоит недооценивать сербов с севера (Косова. — Ред.). Они не будут спрашивать мнения Белграда или просить у него поддержки". Да и как просить поддержки, если прозападное руководство Сербии если оказывает ее, то только на словах.

Естественно, что албанским властям в Приштине данный референдум не понравился. Они заранее назвали его "грубым вмешательством во внутренние дела Косова". "Проведение референдума демонстрирует болезненные амбиции и территориальные претензии Сербии в отношении Косова", — говорится в послании, направленном из Приштины в Белград. Правда, до сих пор большинство членов ООН так и не признали отторжение края от Сербии. Но пользующиеся поддержкой Запада албанцы ведут себя с Белградом как другое государство, и тот же президент Тадич их не одергивает.

Читайте также: Косовский прецедент по-сербски

В Евросоюзе тоже были не в восторге от сербского референдума в Косове. Там настаивают на территориальной целостности края, фактически отторгнутого от Сербии. "Ни насилие, ни референдум не являются решением", — сказала представитель Еврокомиссии Майя Косьянчич. Со своей стороны, Миссия ООН в Косово (UNMIK), а также ОБСЕ отвергли идею референдума и не направили на него своих наблюдателей.

Несмотря на негативную реакцию, косовские сербы готовы идти до конца, и они обосновывают свои действия. "Этот референдум, как говорит и официальный Белград, не будет иметь юридических последствий, посколькуего итоги констатируют факт,имеющийся в конституции, — то, что Косово и Метохия являются неотъемлемой частью Сербии. Тем не менее, мы послали международному сообществу ясный сигнал, что ожидаем уменьшения давления на северную часть края, и что международное сообщество должно изменить свой подход к решению того множества проблем, которые имеются здесь", — отметил глава муниципалитета Косовска-Митровица Крстмир Пантич.

"Это своеобразная политическая пощечина национальной политике Тадича, потому что с большой частью атрибутов албанской государственности он фактически согласился — это принятие дипломов об образовании, регистрационных документов на автотранспортные средства, паспортов и других документов. Своим ответом на референдуме сербы с севера Косова сказали, что-то, что Тадич подписывает с Приштиной, для них неприемлемо", — заявил один из политических лидеров косовских сербов Марко Якшич.

Читайте также: Германия и Австрия сводят счёты с сербами

"С 1999 года, когда в Косове стали регулярно проводиться выборы, такой высокой явки (свыше 75 процентов. — Ред.) не было. Мы здесь и сами удивлены количеством людей, пришедшим на участки. Наверное, по-своему, никто не хотел быть предателем, и поэтому явка была такой большой. И это вопреки призывам властей в Белграде", — подчеркнул Якшич.

В нынешней ситуации косовским сербам приходится надеяться только на себя. Что такое жизнь в фактически албанском Косове — сербы прочувствовали. Тысячи из них погибли, полностью сожжены десятки православных храмов. Сегодня десятки тысяч сербов к югу от реки Ибар (границы четырех муниципалитетов, где прошло голосование, с "албанскими" районами края. — Ред.) живут в своих анклавах, как в гетто. Любой выезд из них сопровождается риском для жизни.

Только вот последние месяцы руководство Косова при поддержке извне делают все для того, чтобы принудить жителей северных районов края признать власть албанцев. С июля политики в Приштине пытаются установить контроль над контрольно-пропускными пунктами "Ярине" и "Брняк", отделяющими север Косова от собственно Сербии. Собственно, именно события на них подвигли местных сербов на референдум.

Читайте также: Албанская бомба против южных славян

В июле прошлого года произошли первые столкновения местных сербов с косовско-албанским полицейским спецназом. В этой ситуации Евросоюз, подчиненная ему полицейская миссия EULEX и Миссия ООН в Косово (UNMIK) открыто встали на сторону албанцев. Канцлер Германии Ангела Меркель во время визита в Белград призвала сербские власти "устранить параллельные органы власти в Косове". Читай — отказаться от размещения в северных районах края администраций, подчиненных Белграду. На это президент Тадич все же не пошел.

Представители международных миссий потребовали от сербов дать албанцам доступ на КПП и разобрать возведенные на подъездах к ним баррикады, те отказались. На разгон их акций были посланы немецкие и австрийские миротворцы. В сентябре-октябре дело дошло до столкновений "голубых касок" с сербами, десятки людей пострадали. Тадич призвал всех прекратить насилие от всех сторон, но никто его особо не слышал. ЕС ясно дал понять, что намерен демаркировать границу между Сербией и Косовом, которое большинство стран Евросоюза признали независимым государством.

Руководство Сербии, объявившее вхождение в Евросоюз своей главной целью, опасается ссориться и с Брюсселем, и с Берлином, и с прочими. И, видимо, ЕС Тадичу важнее, чем судьба собственных соплеменников. Делом он их ни разу не поддержал. Потому косовские сербы действуют в обход него. Им выбора не оставили: или быть вырезанными в албанском Косове, или попытаться от этого квазигосударства отделиться.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить