Очередной скандал с закупкой танков Т-90

Алжиру по нраву опальные Т-90

Курирующий ВПК вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил о том, что российская армия продолжит закупать бронетехнику, несмотря на прозвучавшие ранее утверждения начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерала армии Николая Макарова, согласно которым, Минобороны России в ближайшие пять лет не будет осуществлять подобные закупки.

По словам начальника ГШ России, "Мы остановились с закупками бронетехники. Мы дали конструкторам пять лет на разработку новых видов военной техники". Есть у него и конкретные претензии к российскому танку Т-90С. По его словам, башня этого танка полностью удовлетворяет Минобороны, но в целом машина его не устраивает из-за слабой защищенности экипажа. По сути, те же претензии он выдвинул и в адрес боевой машины десанта БМД-4 и бронемашины "Тигр".

Тем самым он, по сути, подтвердил прозвучавшую еще летом 2011 года позицию министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, сводившуюся к отказу от закупок танков отечественного производства.

Кроме того, некоторые представители военного ведомства уже не раз высказывались на тему того, что лучше закупать не танки Т-90, а те же германские "леопарды", которые якобы дешевле их и лучше по техническим характеристикам.

Читайте также: Двойной стандарт патрулирования

Между тем, Дмитрий Рогозин подытожил свой выпад в адрес Николая Макарова следующим: "Не стоит нашим военачальникам вести спор с военной наукой и промышленностью с помощью СМИ. Есть масса иных способов решать вопросы… В НАТО, например, подобное представить себе сложно".

А пока Макаров и Сердюков делают недвусмысленные заявления в адрес нашей военной продукции, Алжир закупает очередную партию российских танков Т-90С. В 2009 году эта страна получила от нас 185 таких машин. И судя по тому, что осенью 2011 года Алжир заключил с нами контракт на поставку еще 120 Т-90С, их качеством он остался доволен.

Следует заметить, что у этой страны очень непростые отношения с соседним Марокко. Эти государства имеют целый ряд неурегулированных пограничных споров и, по сути, являются конкурентами в Магрибе. Это наглядно проявляется относительно проблемы в Западной Сахаре, где Алжир поддерживает противостоящие марокканцам группировки, добивающиеся освобождения этой страны от Рабата.

Читайте также: Оборонный заказ: срывов больше не будет?

В связи с этим обе страны ведут гонку вооружений. Если Марокко в основном закупает военную технику производства стран НАТО, особенно США, то Алжир, несмотря на свои заявления о желании диверсифицировать эту отрасль — у России. Иными словами, алжирские военные не имеют претензий к российским танкам, хотя им в случае возобновления военного конфликта с Марокко придется столкнуться с бронетехникой американского производства. Важный момент: когда в 2008 году их не устроило качество поставленных им МиГ-29, они их нам вернули. Однако таких претензий в отношении танков Т-90С у них пока нет. Как ни странно, алжирские генералы в этом смысле оказываются большими патриотами России, чем российские.

В этой связи "Правда.Ру" опросила военных экспертов Александра Храмчихина, Анатолия Цыганка и Константина Сивкова, чем вызвана такая странная ситуация с российскими танками.

Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа: "Сейчас в России идет многоплановая политическая и лоббистская борьба различных группировок. Несомненно, Макаров и Сердюков хотят закупить лучшее вооружение для армии, а Рогозин отстаивает иные интересы. Нельзя исключать, что желая, чтобы Минобороны продолжало закупать отечественное оружие, не всегда устраивающее своим качеством, он просто поддерживает влиятельные группы в российском ВПК, чтобы заручиться их поддержкой на политическую перспективу.

Что же касается того, почему Алжир закупает танки Т-90С, то во многом это объясняется тем, что они особенно удобны при эксплуатации в пустынной местности. С другой стороны, полный и односторонний отказ от российской техники был бы делом довольно дорогим даже для алжирцев, и поэтому они, по старой памяти и имея с нами старые наработанные связи, во многом и продолжают пока покупать нашу оружейную продукцию".

Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем: "Закупка в общей сложности нескольких сотен наших Т-90С Алжиром лишний раз говорит о несерьезности разговоров, будто наша бронетехника хуже иностранной. Даже несмотря на то что последние 20 лет на нашу "оборонку" обращалось со стороны властей крайне мало внимания, выпускаемая ей продукция остается конкурентоспособной на мировом рынке вооружений. Что касается именно танка Т-90, то его закупка полностью отвечает интересам вооруженных сил. Да, действительно, пора задуматься о принятии нового танка взамен этой еще советскойразработки.

Но, скажем, пока мы реально создадим задуманный танк "Армада", на что уйдет несколько лет, мы вполне можем обойтись модернизацией имеющихся Т-90, благо он имеет для этого большие возможности. Есть также возможность возобновить работы над загубленным Макаровым танком Т-95 с мощной пушкой, благодаря чему мы вполне сможем продержаться еще 20-25 лет.

Что касается утверждений, будто образцы западной бронетехники качественнее и дешевле наших — это наглая ложь. По отдельным параметрам Т-90С уступает "абрамсам", "леклеркам" и "леопардам". Такой момент: когда китайцы недавно выбирали пушку для своего танка, то они рассматривали нашу калибром 125 миллиметров и натовскую М68 калибра 120 миллиметров. Они в итоге выбрали российскую, указав на то, что она на порядок лучше западных образцов. А это еще одно свидетельство превосходства нашего Т-90.

И в совокупности всех характеристик он выигрывает. Что касается цены, то тут каждая из этих машин, если мы говорим не об образцах 1970-х годов, а о современных танках, по стоимости дороже наших Т-90 в три-четыре раза.

Ввиду этого следует задаться вопросом: чем вызвана такая ситуация, при которой предпочтение заведомо отдается нашим иностранным конкурентам, и не собираются ли носители таких идей вообще ликвидировать наш военно-технический суверенитет? Сегодня наша армия еще оснащена в основном оружием отечественного производства, и стало быть, мы почти не зависим от тех стран, с которыми у нас периодически возникают далеко не дружественное выяснение отношений по той же Грузии и Сирии.

И надо помнить о том, что, закупая иностранную военную технику, мы автоматически станем зависимы от ее производителей, начиная от подготовки личного состава до поставки запчастей, которые быстро выходят из строя и в случае отсутствия которых эта самая техника становится бесполезным металлоломом.

Читайте также: Индия выручит российский ОПК

Я не думаю, что генерал Макаров является настолько недалеким человеком, что этого не понимает. И вопрос к компетентным органам, таким как ФСБ и Генпрокуратура, почему они не начинают расследование в отношении тех должностных лиц, которые упорно ведут нас к закупкам зарубежной военной техники, что чревато утратой суверенитета? И почему те, кто поставил Сердюкова, не имеющего соответствующего опыта, руководить Минобороны, не замечает того, что там происходит?"

Анатолий Цыганок, руководитель научно-аналитического Центра по проблемам национальной безопасности информационного агентства "Оружие России": "Происходящее является дополнительным отражением того, что после войны с Грузией 2008 года российское руководство сделало неверные выводы относительно дальнейшего строительства вооруженных сил. В том числе это выразилось в желании заметного сокращения бронетехники. Хотя те же танки, как показывают военные реалии, до сих пор остаются основным средством боя на суше. Это прекрасно понимают в НАТО и Китае, которые не спешат списывать свою бронетехнику.

А теперь у нас складывается и вовсе парадоксальная ситуация: руководители Минобороны и ГШ ругают собственные танки! Те упреки, которые они высказывают относительно Т-90, решаются путем его дальнейшей модернизации. А тем временем параллельно мы должны создавать более современное оружие.

Однако в качестве выхода из положения нам всякий раз навязывают закупку иностранных образцов. Доходит до того, что кое-кто из лиц, облеченных властью, начинает нахваливать израильские "меркавы", которые десятками горели в 2006 году в Ливане в результате применения наших противотанковых средств.

То есть, те, кто призывает закупать иностранную боевую технику, просто гнобят наше оружие и производящую его оборонку, волей-неволей действуя в интересах иностранных конкурентов России. Представьте себе ситуацию: кто-то хочет купить наши танки или корабли, а им говорят: "А вы знаете, что они очень плохие и что западные лучше?"

Читайте также: "Генералов оборонки" ударят об заклад

Между тем, как показывает практика, лучше как раз наши танки. В том же Ираке знаменитые американские "абрамсы" то и дело глохли лишь потому, что их пылеуловители не справлялись со своими задачами, тогда как образцы нашей бронетехники в условиях пустыни таких проблем не испытывают. И все потому, что при их создании был учтен наш опыт участия в конфликтах, в которых участвовал СССР. В том числе и в Афганистане.

И если сейчас мы прочно удерживаем если не второе, то третье место на мировом оружейном рынке, то при таком подходе мы быстро утратим свои прежние позиции. И за такие заявления о плохом российском оружии следует бить по губам".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить