Страны Южной Америки сделали новый шаг в споре за Фолкленды

Опять "фолклендское" обострение. США - "за"

В споре между Великобританией и Аргентиной за расположенные в Южной Атлантике Фолклендские (Мальвинские) острова, возможно, грядет обострение. Страны Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) запретили швартоваться в своих портах кораблям под флагом Фолклендов, имеющим британскую основу.

"Мы решили, что суда под флагом Мальвинских островов не должны становиться на стоянку в портах наших стран, а если это и произойдет в каком-либо случае, то в другом порту МЕРКОСУР остановка судна будет запрещена", — озвучил общее решение Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая президент последнего Хосе Мухика. Фактически это означает, что почти все аргентинские соседи проявили латиноамериканскую солидарность и даже проявили готовность пойти на обострение с англичанами.

Данное решение стало продолжением мер, введенных в одностороннем порядке Уругваем несколько дней назад. Президент Мухика в знак поддержки аргентинских претензий на контролируемый англичанами архипелаг уже запретил кораблям под фолклендским стягом появляться в порту Монтевидео. Аргентина ввела такие меры давно. И вот теперь на такой шаг пошли еще и Бразилия с Парагваем, у которых с Аргентиной исторически складывались не самые простые отношения.

Читайте также: Аргентина вернет Фолкленды силой?

Отметим, что обстановка вокруг спорных островов стала накаляться в начале 2010 года. Тогда английские геологи объявили, что на шельфе близ Фолклендов могут находиться огромные запасы нефти — до 60 миллиардов баррелей. Лицензия на ее разработку была передана компании Desire Petroleum. В ответ Аргентина объявила о контроле над 500-километровой прибрежной зоной, куда вошли и Мальвины (так именуют спорный архипелаг в испаноязычных странах).

Аргентинцы потребовали от всех судов, решивших зайти в эту зону, получить соответствующиее разрешение в Буэнос-Айресе. Но англичане ничего слушать не хотели: 21 февраля 2010 года возле Фолклендов начала работать буровая установка. И спустя всего сутки на саммите глав государств Латинской Америки и Карибского бассейна было объявлено, что все страны региона безоговорочно поддерживают Аргентину в ее борьбе за контроль над Фолклендами. Затем аргентинцы обратились в ООН с призывом принять меры, чтобы заставить Великобританию отказаться от односторонних действий.

Никакого внятного ответа от генсека ООН Пан Ги Муна не последовало. Зато Госдепартамент США произнес фразу, которая, наверняка, заставила англичан насторожиться. "США признают действующую на островах британскую администрацию, однако не поддерживают ни одну из сторон в требовании признать ее суверенитет над архипелагом", — заявили в ведомстве. В свое время президент Рональд Рейган безоговорочно встал на сторону Великобритании. Но теперь, кажется, американцы начали лавировать.

Читайте также: Аргентина судит карателей, держа в уме Фолкленды

В октябре 2010 года случилось новое обострение. Англичане устроили недалеко от Фолклендов военные учения, на что крайне жестко отреагировала президент Аргентины Кристина Киршнер. "Эти учения являются примером типичного колониализма XIX века, анахроничного использования силы в нарушение международного права и ярким примером двойных стандартов. Вывод: пираты навсегда?" — спросила Киршнер. По мнению аргентинской стороны, Британия грубо нарушила международные договоры о демилитаризации Южной Атлантики.

Казалось бы — какая разница, кому принадлежат небольшие клочки суши, на которых и вырастить-то толком ничего нельзя? Климат здесь почти антарктический, зимы длинные… Однако для Великобритании Фолкленды — возможность "застолбить" за собой часть прилегающего к Антарктиде богатого углеводородами шельфа. Другого выхода к далекому ледяному материку у них нет. Однако эти острова расположены куда ближе к Аргентине, чем к Англии. Так что география скорее говорит в пользу латиноамериканцев.

Как правило, далекие архипелаги принадлежат той стране, представитель которой их первым открыл. И здесь между аргентинцами и англичанами нет взаимопонимания. По версии латиноамериканцев, их в 1522 году открыл участник испанской кругосветной экспедиции Магеллана Эстебан Гомес. На Туманном Альбионе же полагают, что первым на Фолкленды ступила нога английского корсара Джона Дейвиса, и произошло это позже — в 1592 году. Никакого населения на них не было. Так что бери — не хочу.

Читайте также: За кем останутся Фолкленды?

С течением веков хозяевами архипелага были и испанцы, и англичане, и французы. В середине XVIII века Франция выпала из числа участников дележа "фолклендского пирога", а Англия и Испания не собирались делиться правами на них. Каждая из держав назначила туда по губернатору. В 1811 году испанцы ушли, передав бразды правления освободившейся из-под их господства Аргентине. Однако у Англии было свое мнение. Претензии на острова появились и у созданных только в 1776 году США.

В 1832 года власти Аргентины попытались восстановить когда-то существовавшие на Мальвинах (так они вслед за испанцами называли острова) постоянное поселение. И тут в январе 1833 года на острова высадилась английская эскадра. Силы были неравны — у молодой Аргентины не было никаких возможностей тягаться с "владычицей морей". Впоследствии на островах появилось постоянное английское поселение Порт-Стэнли.

Вопрос о статусе островов был снова поднят после Второй мировой войны. Когда ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Аргентина на ее основании захотела вернуть острова. Однако Великобритания отказалась их отдавать и потребовала провести референдум. Его итоги сомнения не вызывали: большинство населения уже почти 200 лет составляют англичане и шотландцы. Англо-аргентинские переговоры проводились неоднократно, но проваливались.

В 1982 году аргентинский диктатор Леопольдо Галтиери решился на военную авантюру. 2 апреля того же года аргентинцы высадили десант и заставили капитулировать английский гарнизон. Однако силу и решимость премьера Великобритании Маргарет Тэтчер они недооценили. "Железная леди" объявила Аргентине войну и послала на другой конец света ударную группировку. Разгорелась война, победил в которой сильнейший - то есть англичане. Контроль за стратегически важным архипелагом они сохранили.

Однако в последние годы Аргентина делает все для того, чтобы мирным способом вернуть острова. Она апеллирует к международным организациям, англичане же довольно грубо игнорируют все поставления наднациональных органов. Кажется, сегодня на стороне Аргентины находятся все латиноамериканцы. В 1982 было хуже: диктатор соседнего Чили Аугусто Пиночет оказал британцам открытую поддержку.

Похоже, спор за Фолкленды будет становиться еще жестче. Ведь на кону — несметные углеводородные богатства антарктического шельфа.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить