Что же представляют собой противники Башара Асада?

Сирийская оппозиция: либералы... и исламисты

Национальный совет Сирии (НСС), позиционирующий себя основной силой сирийской оппозиции, призвал Лигу арабских государств (ЛАГ) признать его законным представителем сирийского народа. Член Исполкома НСС Джабер аш-Шуфи рассчитывает на то, что тем самым ЛАГ автоматически приостановит членство Сирии в этойорганизации. Кроме того, это будет способствовать изоляции режима Асада на мировой арене.

Некоторые западные страны уже готовы признать НСС. Министр иностранных дел Франции Ален Жюппе сделал заявление, согласно которому, Париж может это сделать в том случае, если оно пойдет на пользу самому Совету" (НСС).

Правда, следует оговориться, что есть и другие группировки сирийской оппозиции, которые не признают НСС. Возникает вопрос: что же все-таки представляют собой противники нынешней власти в Сирии? На этот и другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил представитель Комитета национального единства Сирии в России Усама Матар:

— Так называемый Национальный Совет, который заседает в Стамбуле, так популярен среди сирийцев только по его словам. Фактически он представляет лишь сам себя и по большей части входящие в него люди в лучшем случае ангажированы западными кругами. Среди его членов есть и люди, связанные с западными спецслужбами, которые так или иначе направляют их действия.

Замечу, что в Сирии есть и другая оппозиция, которая не признает засевших в Турции эмигрантов и которая действует на сирийской территории. В частности, это Координационный Комитет Сирии, состоящий из ряда левоцентристских партий, у которого на порядок больше сторонников, чем у НСС.

Есть ли среди оппозиционеров харизматичные личности, способные бросить реальный вызов Башару Асаду?

— Таких деятелей нет. Если взять Гальюна, формально возглавляющего НСС, то его Запад поставил лишь для отвода глаз и создания иллюзии представительности этой организации, состоящей в основном из представителей "Братьев-мусульман". Сам Гальюн — это профессор-гуманитарий, преподававший много лет во Франции и выставляющий себя демократом. Впрочем, по многим отзывам, научного в его работах было не так много, зато они отличались ангажированностью. Его раскрутку активно начал еще пять лет назад катарский телеканал "Аль-Джазира". Cтатьи же этого человека не отличались содержательностью, ожидаемой от профессора Сорбонны, и, в первую очередь, в них заявлялось о мифической "Иранской Опасности". С большим трудом можно называть г-на Гальюна оппозиционером. Он ведь ранее не выступал против режима, и репрессии обходили его стороной. Не случайно его имя, как и имена большинства членов НСС, мало что говорят сирийцам.

Читайте также: Сирия: народное восстание или бандитизм?

Куда большую популярность имеют лидеры левоцентристского Национального Демократического Координационного Органа Сирии, особенно это касается Мишеля Кило, и в большей степени — Хасана Абдулазима. Последний является старым оппозиционным политиком светского толка, который, в отличие от Гальюна, не борется с властью с парижских и стамбульских трибун, а ведет реальную борьбу, за которую он уже не раз страдал от режима. Но и они не дотягивают по своей харизме до нужного национальному лидеру уровня.

Тем не менее, судя по поступающим из разных сирийских городов новостям, Башара Асада поддерживают далеко не все сирийцы?

— К сожалению, судя по всему, Башар Асад не владеет полным контролем над ситуацией. Одна из главных проблем состоит в том, что объявленные им реформы так, по сути, и не начались.

По сути, нет даже концепции самих реформ. За начало модернизации нам пытаются выставить некие принимаемые законы, которые, по сути, ничего не меняют. Я характеризую проект закона о выборах как отвратительный. В результате никого не пустят во власть вообще и в парламент в частности. Причем режим мечется: то он заявляет о готовности провести выборы, то вспоминает о необходимости замены Конституции. Но в реальности с мая этого года имеющийся парламент нелегитимный. Он не может что-то принимать или отменять, поскольку полномочия его истекли, и нужно выбирать его новый состав.

Другие вопросы, которые волнуют не только оппозицию, но и простых сирийцев: где положения о роли армии и силовых структур в государстве? Но, с другой стороны, режим демонстрирует слабость, когда сирийский МИД во всеуслышание начинает оправдываться за сугубо внутренние дела страны.

Всеми этими прорехами и слабостями режима и пользуются оппозиционеры для усиления его критики. Одна из главных причин пробуксовки в модернизации страны — помехи, чинимые околовластными группировками. В числе главных — спецслужбы. Именно их руководство настроено на сохранение власти в том виде, в каком она была до начала событий, и оно предпочитает силовой способ решения проблемы.

Читайте также: Сирия получила ультиматум ЛАГ

Вы признаете точку зрения противников Башара Асада, что кровь более трех тысяч жертв "арабской весны" в Сирии ложится на действующий режим?

— Такие утверждения лживы. В гибели людей виноваты обе стороны. Но я скажу, что представителей режима в значительной степени провоцируют на ответные действия те, кто рядится в демократические тоги "борцов с тиранией". Возьмите того же "либерала" Гальюна, не устающего заявлять о том, как он поведет Сирию к демократии. И что же? Он вдруг открыто признает поддержку организации "Свободная сирийская армия", чьи боевики позируют в роликах НСС с характерными нашивками и оружием в руках. Неужели в их руках игрушечные автоматы и гранатометы?

И если бы часть радикально настроенной оппозиции сама не стала устраивать нападения, такого количества крови явно бы не было. Причем достаточно ясно, на чьем содержании находятся эти боевики и чью волю они исполняют. Достаточно вспомнить о том, как в конце октября сирийский МИД заявил о признании требований ЛАГ и заявил об освобождении сотен оппозиционеров. На следующий же день Госдеп США открытым текстом заявляет, что вооруженные оппозиционеры не должны сложить оружие.

Какую роль в событиях играют "Братья-мусульмане"?

— Весьма значительную. Хотя это далеко не самая многочисленная оппозиционная группировка, опасность ее состоит в том, что она самая организованная и самая богатая.

Создается впечатление, судя по действиям таких лидеров, как Арур, что даже радикальная оппозиция не едина и что разные ее представители имеют разных хозяев?

— Шейх Арур, представляющий ограниченные по численности салафитские группировки, является ставленником ряда стран Персидского залива, включая Саудовскую Аравию. Однако действия радикальной оппозиции вполне совпадают по своим первичным целям — свержение режима. И в этом отношении ее действия отвечают замыслам западных спецслужб.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить