Признанный Западом ПНС просит альянс продолжить операцию в Ливии

Каддафи пал. Ливия на перепутье

Гибель лидера Джамахирии заставила многих экспертов рассуждать о времени завершения операции НАТО в Ливии. И хотя источники в самом альянсе заявляли, что это может произойти уже в ближайшие дни, на самом деле точку в его ливийской операции ставить рано. Представитель Переходного Национального Совета секретарь Али Тархуни обратился к руководству альянса с просьбой продлить его миссию в Ливии как минимум еще на месяц.

Зачем же понадобилось ПНС продолжение операции? Ведь казалось бы, почти разрушенный натовскими бомбами Сирт взят. По скупым сообщениям информагентств, в городе, улицы которого завалены трупами и где практически не осталось целых зданий, мятежники вылавливают и добивают последних оставшихся в живых каддафистов и без помощи альянса. Видимо, напрасно египетский имам Аль-Азхара шейх Ахмед ат-Тейиба напоминал, что "ислам категорически не приемлет издевательств над ранеными и погибшими…"

Но неужели повстанцы, одержавшие пусть и пиррову, но все же победу, испугались угроз Сейифа Каддафи отомстить за смерть отца и продолжить борьбу? Разумеется, точку в этом деле ставить рано. Вполне возможно, что испытав все прелести "арабской демократии", ливийцы еще восстанут. Впрочем, сейчас о каком-то серьезном организованном сопротивлении речи не идет.

Читайте также: Смерть Каддафи напомнила про Асада

Судя по всему, обращение к НАТО продиктовано боязнью лидеров ПНС за свое будущее. Как известно, сразу после убийства Муаммара Каддафи лидеры ливийских исламистов заявили о том, что отныне страна будет жить по законам шариата. Следует заметить, что это было заявлено как свершившийся факт, хотя Запад и отдельные местные либералы мечтали о том, что освободившаяся страна сделает свой выбор демократическим путем.

Однако деятели вроде Бельхаджа ясно дали понять, что у них свое видение будущего Ливии. Совершенно понятно, что исламисты намерены отобрать все те права, которые даровал ливийцам Полковник. В том числе и право голоса. И хотя западные лидеры, включая еврокомиссара по внешним делам Кэтрин Эштон, открыто выразили возмущение по поводу стремлений экстремистов узурпировать власть, это их не остановило. Более того, даже такой деятель ПНС как Джибриль также рассуждает о необходимости введения в стране шариата. Такая вот ливийская демократия. 

Заметим, что в Брюсселе к просьбе ПНС отнеслись без энтузиазма. Участвовавшие в операции страны подсчитывают расходы и постепенно отправляют своих солдат домой. Как, например, это до 31 октября обещает сделать Испания.

И пока НАТО не дало определенного ответа относительно своего дальнейшего участия в ливийских делах. По данным источников в штаб-квартире альянса, прежде чем принять окончательное решение по этому вопросу, НАТО намерено провести "тесные консультации с ООН и ПНС".

На Западе звучат точки зрения, согласно которым ПНС боится взять на себя полную ответственность за безопасность Ливии и хочет разделить ее с НАТО. Однако Запад опасается возможного втягивания в похоже неизбежное и затяжное противостояние, чреватое потерями и дополнительными расходами.

Но вряд ли Брюссель и Вашингтон не могут просто так бросить ПНС на растерзание исламистам. Тем более, что еще неясно, будет ли выведен довольно многочисленный контингент катарских сил, участвовавший в свержении Каддафи.

Дело в том, что по сообщению информагентства Франс Пресс, начальник Генштаба вооруженных сил Катара Хамад бен Али аль-Атийя 26 октября открыто признал факт участия сотен своих военнослужащих в боях на ливийской территории.

Читайте также: ИноСМИ славят убийство Каддафи

И пока неизвестно, уйдут ли вообще в обозримом будущем с ливийской земли катарские интервенты, которые при нынешней обстановке являются влиятельной силой. И совершенно ясно, что они не намерены отгораживать штыками ПНС от исламистов. Скорее наоборот: представители первого опасаются, что катарцы, учитывая радикальный настрой их руководства, помогут исламистам.

Есть и другой момент: как поведут себя в сложившейся обстановке племена? Большинство племенных лидеров явно не собираются признавать диктат исламистов. Но в равной степени многие из них не приемлют и "западных марионеток" из ПНС.

С другой стороны, нет единой позиции и между самими кланами и племенами. Скорее наоборот: с уходом Каддафи исчез тот арбитр, который их выслушивал и мирил, пусть и не всегда, по мнению племенных вождей, справедливо. Не следует забывать о том, что свои, отличные от прочих, интересы есть и у представителей национальных меньшинств, включая берберов-амазигов и туарегов.

Иными словами, в итоге горстка ливийских интеллигентов-либералов рискует получить настоящую демократию в виде "войны всех против всех".

Так что сейчас руководству альянса предстоит тяжелый выбор: оставить все в том виде, в каком есть, и уйти, обронив ливийский сыр к ногам Катара и его союзников из числа арабских монархий Персидского залива, или объявить о продолжении интервенции, которая рискует обернуться серьезными потерями и похоронами самой идеи "ливийской демократии".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы