Не дожидаясь завершения сражения за Триполи, Запад и мятежники стали делить богатства Ливии.

Рар: как поделить "ливийский пирог"?

На фоне победных реляций при штурме Триполи так называемые повстанцы начали делить ливийскую нефть. Основные преференции уже обещаны британским, итальянским и французским компаниям. Правда, почему-то они не упомянули об американских интересах.

Но не рано ли делят "ливийский пирог"? И смогут ли договориться западные державы по "Ливии после Каддафи"? О своем видении ситуации в интервью "Правде.Ру" рассказал известный политолог член Германского совета по внешней политике Александр Рар.

— Запад ликует по поводу событий в Триполи и уже справляет победу либеральной модели. Однако главные риски впереди. Добить режим Каддафи руками повстанцев при помощи НАТО лишь один этап. Нужно учитывать момент, согласно которому Запад не имеет права наступать на те же грабли, что и с Ираком.

Первая проблема — что делать с наводнившим Ливию оружием, которое уже расползается по региону? А это представляет огромную угрозу для стран Запада, свергавшим Каддафи, особенно для самой Европы. Никто не даст гарантии, что экстремисты не развернут его против Запада. Тем более что у них есть соблазн заработать на этом деньги. Поэтому после победы над Каддафи повстанцев необходимо разоружить. Но вопрос: кто и как это сделает?

Вторая проблема  — Запад до сих пор не понимает, что конкретно собой представляют эти повстанцы и как с ними договариваться. Испокон веков Ливия управлялась кланами, и Евросоюзу вместе с США следует учитывать этот фактор. Не факт, что при таком раскладе выходцы из восточной Ливии, Киренаики, получат полноту власти.

Впрочем, они тоже неоднородны, и очень большой вопрос, как заставить их между собой договориться. Ведь повстанцы из Бенгази — это одно, а берберы-амазиги — совсем другое, и интересы их вождей, по сути, совпадают только в вопросе свержения Каддафи. При таком раскладе существует серьезная опасность продолжения гражданской войны между самими повстанцами или их группировками и племенами.

В такой обстановке говорить о демократизации страны и выборах очень и очень непросто. И никто не может поручиться за то, что освобожденная от Каддафи Ливия не развалится по иракскому примеру и станет спокойным стабильным государством, с которым можно будет нормально работать.

Третья проблема — отношение повстанцев к Западу. Разумеется, в первые часы после падения Каддафи будут ликование и взаимные поцелуи. Впрочем, мы проходили это в Ираке и Афганистане. Весь вопрос в том, что будет дальше и как они себя поведут в будущем. Есть опасения, что в лучшем случае они очень быстро скажут Западу "до свидания" и станут вести себя не менее самостоятельно, чем Каддафи. В худшем же варианте никто не гарантирует того, что они не будут потом стрелять в представителей Запада.

Читайте также: Запад снова сел в ливийскую "лужу"

И четвертая проблема — это вопрос о дележе "ливийского пирога". Речь главным образом идет о нефти и газе. По нефтяным запасам, как известно, Ливия занимает седьмое место в мире. К тому же надо учитывать такой момент   — в ливийских условиях затраты на добычу черного золота ничтожны. Причем по своим качествам ливийская нефть одна из лучших. И все это стимулирует соответствующие аппетиты.

Это можно рассматривать как анекдот, но в тот самый момент, когда СМИ стали доносить победные реляции из Триполи, германский министр обороны тут же  выступил за то, чтобы отправить в Ливию бундесвер. Смысл этих заявлений состоит в том, чтобы поспеть к дележу ливийских богатств. А это порождает не вполне здоровое соперничество.

Однако здесь не все так просто. Несмотря на то что наибольшую роль в плане разгрома режима Каддафи сыграли британцы и французы, первую скрипку здесь намерены играть американцы. И тот же Обама в своих выступлениях этого не скрывает. При таком раскладе учесть все интересы, в том числе и итальянские, невозможно. А ведь раньше именно Италия занимала первые места по потреблению газа и нефти из Ливии. Или другой острый момент: как учесть интересы Китая и России, которые, голосуя за резолюцию ООН по Ливии 1973, надеялись на определенное возмещение ущерба от смещения Каддафи?

Читайте также: ИноСМИ боятся "второго Ирака" в Ливии

Уже само по себе интересно, что повстанцы, не дождавшись окончания кампании против Каддафи, самостоятельно называют фаворитов нефтегазовой гонки в Ливии из числа стран, которые усерднее всего участвовали в операции. Причем они явно сознательно исключили из их числа бразильские, китайские и российские энергетические компании, что говорит о многом. Возможно, их кто-то или что-то на это толкает, но в любом случае все это дополнительно свидетельствует об остроте проблемы и вызывает противоречия.

Нетрудно предугадать возможность возникновения экономических войн. Ведь американские компании по аналогии с Ираком намерены занять на ливийском рынке доминирующее положение, что может привести к серьезному конфликту интересов. Причем конфликту не только между отдельными фирмами, но и государствами.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить