В 20-ю годовщину независимости Эстонии трудно похвастаться успехами

Сомнительные успехи "свободной" Эстонии

20 августа в Эстонии отмечается 20 лет со дня восстановления независимости. Выход из состава СССР сегодня подаётся местными властями как "избавление от ига" и начала "пути к свободе". Но чего в действительно достигла эта прибалтийская страна за два десятилетия самостоятельного существования? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает один из лидеров движения "Ночной дозор", защищающего права русскоязычного населения страны, — Максим Рева.

Каковы достижения независимой Эстонии? Ее власти не устают ставить себе в заслугу, что она одной из первых вышла из состава "страшного тоталитарного" СССР и вошла Евросоюз…

— Объективно говоря, гордиться тут нечем. В Советском Союзе Эстония была самой зажиточной республикой, ее ставили всем в пример. В Евросоюзе же она превратилась в задворки. Это беднейшая страна еврозоны. Да, построили хорошие дороги, красивые дома, детские площадки. Но сделано это было на средства ЕС. Так что успехом здесь можно считать разве что-то, что эстонская элита присосалась к брюссельской кормушке.

— А можно ли говорить о независимости? У кого было больше прав — у Эстонской ССР или у Эстонской Республики в составе ЕС и НАТО?

— Смешно сказать — но скорее у Эстонской ССР. В ее Конституции даже был записан такой атрибут независимого государства, как свое гражданство. Не хватало разве что своего МИДа, армии и валюты. Было право на выход из СССР — пусть и формальное.

Читайте также: Эстония: пляски на костях 1941-го

Теперь же валюта не своя, армия подчиняется командованию НАТО, а государственные чиновники ездят на "совещание" в Вашингтон и Брюссель. Вот недавно министр обороны, бывший премьер и идеолог неонацизма Март Лаар задержался в "вашингтонском обкоме" дольше обычного. Постоянно давит на Эстонию и Брюссель. Так что политика страны определяется где угодно, но не в Таллине. А о праве на выход из ЕС и НАТО и заикаться не приходится.

— Многие (в том числе и в России) хвалят эстонские власти за успехи в экономике. Мол, низкие налоги, хороший инвестиционный климат, невысокая по постсоветским меркам коррупция. Оправданны ли эти слова?

— Что касается экономики, то банки, остатки промышленности, все прочие лакомые куски некогда народного хозяйства принадлежат в основном компаниям из Швеции, меньше — из Финляндии. Так что экономический курс также явно определяется не в Таллине. Сельское хозяйство сегодня практически убито, его продукция никому не нужна. Идет деградация деревни. Сама Эстония ничего не зарабатывает.

Читайте также: "Бронзового солдата" променяли на бизнес

Правительство рисует красивые цифры бездефицитного бюджета и предпочитает не говорить о том, что инфляция составляет пять процентов — один из самых высоких показателей в ЕС. Также молчат о безработице минимум в восемь процентов и о тысячах людей, ищущих работу за границей — преимущественно в Финляндии. В понедельник утром паром, плывущий из Таллина в Хельсинки, особенно полон. А в пятницу вечером под завязку забит паром, плывущий обратно. Это эстонские гастарбайтеры его забивают.

— А что с социальной сферой? Успехи чувствуются?

— Сегодня даже многие этнические эстонцы жалуются, что даже в СССР с этим было значительно лучше. Было образование, здравоохранение. Диплом Тартуского университета признавался за границей, люди с ним прекрасно трудоустраивались. А сегодня образование и здравоохранение просто деградировали. Врача, получившего современный эстонский диплом, лучше к пациенту не подпускать. Эстония погрузилась в демографическую яму и не может из неё выбраться.

Полная деградация отмечена в области культуры, что вполне естественно. Эстонцы — народ деревенский, а с деградацией деревни будет деградировать и культура. В стране практически перестали снимать кино. То же и с наукой — научной мыслинеосталось. Таланты (в том числе и этнические эстонцы) стремятся покинуть страну, не желая жить в этом бесперспективном маленьком мирке, который можно пересечь на машине за несколько часов.

Тем не менее, большинство эстонских русских не переселились в Россию и сегодня к нам не едут. И это несмотря на притеснения по национальному и языковому признаку, неблагополучную ситуацию в экономике. Чем же тогда вызвана подобная картина?

— Русские из Эстонии уезжают — в том числе и в Россию, и сегодня этот поток переселенцев увеличивается. Однако уезжали бы больше, если бы Россия предоставляла своим соотечественникам нормальные условия. Куда ехать? На деньги от квартиры в Таллине едва ли сможешь поселиться в подъезде дома где-нибудь в не самом престижном московском районе Жулебино. Подъемных денег, кредитов от российского государства не дождешься. Разве так Израиль принимает евреев? У него нужно бы в этом поучиться.

Читайте также: Александр Коробов: забытые эстонские русские

В такой ситуации наиболее активная часть русскоязычного населения уезжает на Запад. Не видя перспективы на родине, в том же направлении бегут и этнические эстонцы. Последние стараются любыми способами остаться в близкой в языковом отношении Финляндии на ПМЖ. Все стараются убежать с тонущего корабля. У России есть хотя бы нефтяная и газовая трубы. У Эстонии нет ничего.

Кстати, о Финляндии. Эстонские националисты любят ставить ее в пример. Насколько независимой Эстонии удалось приблизиться к северной соседке-родственнице за 20 лет?

— Пропасть изначально была огромной, а за время нынешнего кризиса она только выросла. Кроме того, не стоит переоценивать роль языкового родства. Финны недолюбливают эстонцев — например, за то, что эстонские гастарбайтеры своим безропотным поведением снижают в самой Финляндии уровень зарплат и стандарты жизни. Финны бастуют, если что. Эстонцы этого не делают ни на родине, ни в Финляндии. Как уважать народ, который не борется за свои права?!

Читайте также: Эстония: параноидальная война с РФ

Сравнивать же положение шведов в Финляндии и русских в Эстонии — просто смешно. Шведский язык имеет статус государственного, хотя шведов в Стране тысячи озер насчитывается только шесть процентов населения. В Эстонии доля русских примерно в пять раз больше, и никакого статуса у русского языка нет.

Насколько ухудшились отношения между русскими и эстонцами после развала СССР?

— Нельзя сказать, что во времена СССР они были идеальными. Я лично участвовал в драках с эстонцами, и со многими из них у меня потом сложились дружеские отношения. Друзья-эстонцы есть у меня и сейчас. Но демонтаж "Бронзового солдата", та самая "бронзовая ночь" апреля 2007 года ухудшили отношение между русскими и эстонцами, отношение русских к Эстонии. Если раньше эстонские русские болели за сборную Эстонии по футболу, то теперь это не так.

Эстонцам не очень-то присущ воинствующий национализм, но государственная пропаганда русофобии и восхваления нацизма во многом сделала свое дело — особенно применительно к молодежи. Но большое заблуждение считать эстонскую элиту националистической. Она — либеральная, ее представители распределяют западные подачки среди своих, оставляя народу лишь крохи. А национализм — средство разобщения народа по национальному признаку по принципу "разделяй и властвуй".

— Какое будущее может ждать независимую Эстонию?

— Безрадостное. Люди, особенно молодежь, чувствуют, что их обманывают. Часть людей уедет, а часть устроят бунт, в сравнении с которым недавние погромы в Лондоне могут померкнуть. Причем устроят его не русские, а представители "титульной" нации Эстонии.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Беседовал

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить