Украина отказывается принять белорусский вариант сотрудничества с Россией по газу.

Украине "светит" норвежский газ?

Премьер-министр Украины Николай Азаров отказался принять белорусский вариант сотрудничества с Россией по газу, предложенный накануне главой "Газпрома" Алексеем Миллером. По словам председателя украинского правительства, "Белоруссия идет своим путем, Украина идет своим путем".

Напомним, что 15 августа премьер-министр России Владимир Путин на встрече со своим белорусским коллегой заявил, что с начала 2012 года Минск будет получать российский газ по сниженным ценам.

В настоящее время "Газпрому" принадлежит 50 процентов акций белорусского газотранспортного предприятия "Белтрансгаз", и до последнего момента велись переговоры о покупке оставшихся белорусских акций.

Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует украинский политолог, главный редактор газеты "Киевский Телеграф" Владимир Скачко: "Ситуация с газовыми переговорами между Россией и Украиной однозначно зашла в тупик. Дело в том, что газотранспортная труба — это последний серьезный актив и неприкосновенный запас любой украинской власти, за который она будет биться до последней капли крови. И эту трубу она вновь рассчитывает использовать как дубинку в отношении соседей.

Читайте также: Украина спешит на отплывающий "Титаник"

Ситуация такова, что повторить газовые войны с успехом для себя не удастся. Ранее на саммите в Санкт-Петербурге стороны договорились об ответственности всей "триады" за возможный срыв газовых поставок. Речь идет о производителе газа (Россия), транзитере (Украина) и потребителе (ЕС).

И если теперь власть рассчитывает заручиться поддержкой Запада в газовой войне с Россией, то она просчитается. Нет у Януковича ореола мученика за идеалы демократии. Напротив, как в Брюсселе, так и в Вашингтоне многие им недовольны за уклон в сторону авторитаризма. Показательным в этом отношении, с их точки зрения, является дело Тимошенко.

Да, в 2009 году, в разгар газовой войны, Юлия Владимировна заключила с Россией невыгодное для Украины соглашение. Да, она формально получила 20-процентную газовую скидку, но условия были такие, что они перекрывали все преимущества. Тимошенко, заключая подобное соглашение, действовала как политическая авантюристка, руководствуясь сиюминутной выгодой в духе "сделаю сегодня, а подумаю об этом завтра".

В апреле 2010 года Янукович пролонгировал это соглашение, получив дополнительные выгоды. Москва снизила цены на газ почти на треть от стоимости голубого топлива для европейских потребителей в обмен на пролонгацию аренды базы ВМФ в Севастополе. Но даже в таком виде цена на газ для Киева стала неподъемной.

Читайте также: Запад бурно защищает Юлию Тимошенко

В этом случае практически все производимые Украиной товары становятся невостребованными на рынках, начиная от химпрома и кончая металлами. Денег же для того, чтобы покрыть эти бюджетные дыры, попросту нет.

Еще бывший украинский президент Леонид Кравчук сказал, что в экономических вопросах глава Украинского государства "не может не быть националистом". И Янукович, которому просто некуда деваться, доказывает это на практике своим поведением.

И когда применительно к газовой теме тот же Азаров говорит о том, что "Украина — это не Белоруссия", это абсолютная правда. Украинское и белорусское общество кардинально отличаются. В отличие от последнего, сравнительно монолитного, где оппозиционные настроения уступают проправительственным, в Украине все обстоит абсолютно по-другому.

Любая власть, сделавшая уступку России в отношении газотранспортной системы, рискует спровоцировать рост протестных настроений, в том числе и сепаратистских. Иными словами, она рискует просто "слететь".

В настоящий момент нормального решения наметившегося конфликта не просматривается. То, что сейчас происходит в украинско-российских отношениях, на языке тинейджеров называется "заруба". Ни Украина, ни Россия в данный момент не могут сделать взаимных уступок.

Если посмотреть на дело со стороны России, то она тоже сделала немало шагов навстречу Украине, и, с точки зрения российского руководства, нельзя так поступать бесконечно. На горизонте снова маячит призрак газовой войны, которая на этот раз для Украины может стать последней. Как известно, Россия уже запустила "Северный поток". Если будет введен в строй и "Южный поток" — тогда Украине вообще некуда будет деваться.

Ситуация усложняется тем, что Украина может попытаться использовать "газовое дело Тимошенко" в своих интересах и подать иск в Стокгольмский арбитражный суд. Чью сторону он примет — это еще вопрос. Впрочем, все это не снимает накала страстей. В итоге снова пострадать может западный потребитель. Чтобы этого не было, ЕС мог бы как-то включиться в процесс и покрыть часть стоимости украинского газа. Однако в сложившейся непростой экономической ситуации в самом Евросоюзе надеяться на западную помощь вряд ли приходится.

Чтобы избежать газовой войны, которая не выгодна никому, российское и украинское руководство должны делать встречные шаги. Делать все, чтобы не допустить развития ситуации по самому негативному сценарию. Пусть они там встречаются в какой угодно обстановке, без галстуков, да хоть без трусов. Ситуацию как-то надо выводить из тупика".

Читайте также: Москва принуждает Киев "к взаимному благу"

Эксперт совершенно правильно отметил то, что Россия не может делать бесконечных уступок. Киев заявлял о небходимости в газовых расчетах исходить из экономических реалий, так давайте этому следовать. Как известно, Украина — полноправное независимое от Москвы государство, и она не устает об этом регулярно заявлять. Впрочем, самостоятельность доказывается не только громкими политическими заявлениями, но и экономическими достижениями. По сути, Украина в настоящем положении просто не желает признавать факт своего банкротства, чем она во многом обязана предыдущим и пока еще действующим правителям.

Пришедшие к власти на Украине "донецкие" считают для себя нынешние газовые цены "несправедливыми". Что ж, советские времена прошли. Это рынок и Киев вправе поискать газ по более выгодным ценам и поинтересоваться, какие цены ему предложат Катар или Норвегия.

Что касается российской позиции, то еще один "шаг навстречу" со стороны Москвы означал бы то, что мы уступаем газ ниже его рыночной стоимости. А раз так, то мы сами создаем ситуацию, при которой наши белорусские и европейские партнеры тоже вправе заявить о пересмотре газовых соглашений.

Читайте самое актуальное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *