Полковник Каддафи отказывается принимать диктат Запада

Обсуждала ли Россия уход Каддафи?

Ряд российских СМИ распространил информацию, согласно которой, глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил 20 июля со своим ливийским коллегой возможность ухода Муаммара Каддафи. Об этом им якобы поведал "хорошо осведомленный источник" в российском внешнеполитическом ведомстве.

Согласно сообщениям ряда информагентств, "тема ухода Каддафи из власти на этой встрече обсуждалась, и обсуждалась довольно конкретно, в том числе, в свете состоявшихся контактов представителей Триполи с американцами и французами".

Однако параллельно появилась информация взаимоисключающего характера. Сам Каддафи, выступая на многотысячном митинге в городе Сирт, заявил о том, что он отказывается даже вести переговоры с представителями оппозиции.

"Переговоров между нами не будет, пока не настанет Судный день", — заверил Каддафи. Впрочем, наиболее показательным является другое: по словам Полковника, оппозиция должна решать это не с ним, а с ливийским народом, и народ "им ответит", уверен лидер Джамахирии.

Во-первых, ряд СМИ сослался на заявление посла Ливии в России Амира аль-Гариба, который будто бы заявлял, что на переговорах глав ливийского МИД и российского МИД вопрос об отстранении Муаммара Каддафи от власти не поднимался.

Ситуацию в интервью "Правде.Ру" прокомментировали эксперты Николай Сологубовский и Сергей Демиденко.

Николай Сологубовский, Николай Сологубовский, публицист, заместитель председателя Российского  Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии: "По моим источникам, никакого разговора об уходе Муаммара Каддафи не было, и этот вопрос вообще во время встречи министров иностранных дел Ливии и России не поднимался и не мог подниматься. Позиция представителей Ливийской Джамахирии на любых переговорах известна и неизменна: "Ливийский народ поддерживает своего лидера Муаммара Каддафи".

Сергей Демиденко, эксперт Института стратегических оценок и анализа: "Разговоры о том, что Россия будто бы обсуждала уход Каддафи, являются игрой слов. Причина появления подобной информации состоит в том, что западные страны сейчас судорожно ищут способы выхода из той патовой ситуации, в которую они сами себя загнали, начав бомбардировки Ливии. Совершенно ясно, что повстанцы не в состоянии покончить с Каддафи даже при активной помощи авиации НАТО. Они самым натуральным образом сели в лужу со своей демократизацией.

И сейчас они пытаются привлечь к этому делу Россию. Но в силу уже неоднократно демонстрируемой со стороны Каддафи позиции все разговоры об урегулировании ведутся на сложном и далеко не всегда понятном дипломатическом языке.

Разумеется, кому-то хочется трактовать перед Западом сказанное как "Полковник, уходи!" Но это заявления для публики, в том числе и зарубежной. А на деле разговор об "уходе Каддафи" выглядит в духе: "Полковник, хотелось бы услышать от вас условия, на которых вы готовы разговаривать, а мы, в свою очередь, можем предложить то-то и то-то".

Ведь с юридической точки зрения, Каддафи не занимает никаких постов в управлении Ливией, и любой договор насчет его ухода выглядел бы профанацией и не стоил бы ничего.

В этом случае можно было бы говорить о режиме, о выстроенном Полковником устройстве страны, но не о нем самом. Но самое большое, на что может согласиться Каддафи, — это лишь формальный уход его в сторону. Что же касается той системы управления страной, которую он выстроил за 40 лет, то ее никуда не денешь. Она складывалась десятилетиями. Вообразите себе "отстранение режима Каддафи от власти", о чем твердят на Западе. Допустим. Но на практике это означает, что лидеры племен оказываются свободны от всяких обязательств перед Триполи. Этого они не хотят, поскольку понимают, что, оказавшись в свободном полете, они тут же передерутся за власть и страна полностью погрузится в хаос и анархию.

Понимая это, они искренне поддерживают Каддафи и не хотят демонтажа системы. Есть и другие проблемы. Ту ситуацию, в которой пребывает Ливия, ни в коем случае нельзя оставлять в том виде, в каком она есть. Она чревата полным развалом страны и ее сомализацией. С другой стороны, если и допустить формальное объединение оппозиции с режимом Каддафи, то не позднее чем через год не имеющих силы бенгазийцев просто задушат. И скорее всего, сделает это сам народ.

О чем при таком раскладе могут говорить и Россия, и Запад? Совершенно очевидно, что последний потерпел в Ливии сокрушительное поражение и теперь мечется в поисках выхода из создавшейся ситуации. Но ему надо любыми путями обставить свое поражение как победу. Ради этого он готов с потрохами сдать созданную его же руками пустышку — так называемых оппозицинеров. И при определенном раскладе их устроит комбинация, согласно которой, Каддафи заявит о своем уходе, но реально останется. Однако ситуация такова, что сам Каддафи не может этого сделать. Для него это означало бы потерю авторитета среди народа.

Вокруг Ливии идет игра, но ведется она крайне плохо и топорно. Запад пытается угрожать, но, похоже, в Триполи считают это блефом. После четырех месяцев бомбардировок, убийств натовскими бомбами сотен простых ливийцев, в том числе, детей и внуков Каддафи, добиться устраивающего всех соглашения будет очень и очень тяжело".

Читайте также по теме:

Рар: НАТО готово к наземной войне в Ливии

НАТО воюет в Ливии с памятниками древности

Каддафи не пугает угроза лишиться воды

Ливия в антиарабской традиции Франции

ПВО — ахиллесова пята Муаммара Каддафи

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить