В Папуа - Новой Гвинее женская жизнь стоит не больше жизни животных

Папуа: страна женского рабства

Расстрелянный в Папуа-Новой Гвинее новозеландец Мэттью Шурич похоже будет жить. Напомним, что в конце июня в этой стране произошло нападение аборигенов на белых людей. По версии пострадавших, произошло следующее: гражданка Франции, проводившая здесь антропологическую работу, очень понравилась одному из туземцев, который решил на ней жениться путем ритуального изнасилования. За нее вступился новозеландский друг, которого избили и истыкали стрелами, одна из которых пробила желудок, а другая едва не задела аорту.

Поскольку у пары был аварийный маячок, им удалось вызвать помощь на вертолете и обоих пострадавших вывезли в Австралию. Раненого Мэтью Шурича, потерявшего много крови, едва удалось спасти.

Впрочем, местный епископ трактовал изнасилование по-своему: его соплеменник проявил агрессивность после того, как был отвергнут женщиной. А по папуасским понятиям этого просто не может быть.

В свою очередь, представители властей также говорят о том, что в PNG "гостей всегда встречают очень дружелюбно". Остается только догадываться, какой была бы судьба вышеупомянутых новозеландца и француженки, если бы их встретили менее дружелюбно, учитывая местные богатые традиции каннибализма.

Что же реально происходит в Папуа-Новой Гвинее, которая могла стать российской территорией? Напомним, что в конце XIX века здесь жил известный русский ученый Миклухо-Маклай, который, видя жестокость англичан и немцев по отношению к папуасам, решил взять их под защиту России.

Впрочем, легенда гласит, что император Александр III, узнав о возможности приращения Российской империи за счет таких подданных, отказался, мотивировав это тем, что среди его подданых "итак большинство папуасы".

Читайте также: Женщина Востока: без руля и без ветрил

Но вернемся к женскому вопросу. Впрочем, положение женщин оставляет желать лучшего во многих странах Океании. Так, известный полинезийский художник Алоис Пилиоко заявил автору этой статьи: "Положение достаточно характеризует то, что у многих полинезийцев и сейчас еще можно наблюдать ситуацию, когда женщине даже запрещают заниматься приготовлением пищи. Это была древняя традиция и объяснялось это тем, что из-за менструации женщина не может считаться чистым созданием".

Однако в наиболее угнетенном состоянии пребывают меланезийские женщины. Находясь в Порт-Виле, столице Вануату, автор этого материала повстречал девушек из волонтерской организации Австралии. Они рассказали о своей нелегкой работе по пропаганде среди жителей Океании уважительного отношения к женщине. "Здесь, на Вануату, еще ничего. Бьют, конечно, вовсю, унижают, но убивают все же редко в отличие от Папуа, где женщина находится на положении хуже животного".

Некоторые пытаются объяснить это непростой криминогенной ситуацией в этой стране, которая по этим показателям стоит на первых местах в мире. Однако это верно лишь отчасти. Многое объясняют исторические традиции и сами реалии островной жизни.

Читайте также: Неповиновение мужу стоило афганке ушей и носа

До 1975 года Папуа — Новая Гвинея находилась под властью Австралии, которая пыталась "цивилизовать" местное население, однако добилась немного. По сути, австралийский контроль над огромным островом распространялся лишь на Порт-Морсби и на ряд крупнейших городов страны. Всюду за их пределами папуасы жили по тем же самым правилам, что и тысячи лет назад — буквально в Каменном веке (поэтому Папуа является своего рода Меккой для антропологов и прочих ученых).

То же самое наблюдается и сейчас: параллельно законам, издаваемым в столице Порт-Морсби, действуют законы племен со всеми особенностями, присущими родовому строю со всеми жуткими и странными, с точки зрения простого человека, обрядами и суевериями.

Убийства здесь случаются довольно часто и особенно часто убивают женщин. То и дело с ними сводят счеты из-за колдовства. Для такого обвинения достаточно заиметь даже небольшой конфликт с кем-то из сравнительно молодых людей, которые вдруг неожиданно изволили отойти в мир иной.

Убийства за колдовство преследуются, согласно закону страны, но на местах действуют племенные законы, и обычно сельские суды торжественно освобождают от наказания подсудимых, считая, что они сделали чуть ли не богоугодное дело. Правда, если покусились на женщин из другого клана, это может вызвать серьезное столкновение. Как заявили автору этой статьи вышеупомянутые девушки-волонтеры из Австралии, "конфликты редко возникают из-за земельных споров, чаще — из-за обвинений в колдовстве, похищений женщин и еще чаще — из-за воровства свиней. Жизни последних у папуасов ценятся гораздо выше жизни человека и особенно, женской".

В сельской местности свинья по-прежнему является "главной валютой Океании". С помощью свиней враждующие племена заключают мир, свиньями делают подарки и взятки. Правозащитники не раз отмечали, что когда со свиньями наблюдалась напряженка, то могли подарить или продать по схожей цене и женщин. Недаром США причислили Папуа-Новую Гвинею к странам, где власти не ведут борьбы с торговлей людьми.

Во многих районах вполне обычным явлением называют кормление женщинами своим молоком поросят в ущерб детям. И если вдруг свинья умирает, то по ней нередко устраивают траур больший, чем по человеку.

Если же женщина теряет кого-то из родственников, ей отрубают фалангу пальца на руке. Неслучайно в Папуа можно встретить женщин совершенно без фаланг. Утрата мужа переживается куда сильнее: вдова сама делает себе длинные бусы ("жгуты слез") из плодов местных растений весом около 20 кг, которые обычно постоянно носят в знак траура не менее двух лет.

Согласно имеющейся статистике, две трети женщин в Папуа регулярно подвергаются семейному насилию, а половина сталкивается с сексом по принуждению. Выступать против такой практики рискуют немногие: те, кто это делают, обычно бесследно пропадают или их находят убитыми.

Читайте также: 300 изнасилованных жертв африканской войны

В этом смысле многое объясняют семейные обряды ряда папуасских племен. Невесте на момент заключения брака едва ли успевает исполниться 11 лет, и разумеется, ее никто не спрашивает о том, насколько ей подходит такой "выбор". После 14 лет девушки котируются все меньше в силу быстрого увядания красоты местных представительниц женской половины. Так что брак для папуаски — нелегкое дело. Нередко ее уводят из родного племени в чужое, где она обычно лишена какого бы то ни было заступничества.

Правда, выкуп за невесту считается очень высоким, и его делят между собой все члены общины, преимущественно мужчины. И наличие не всегда подъемного выкупа провоцирует налеты на соседние племена и похищения женщин.

Неравенство в современном понимании этого слова видно даже при поверхностном знакомстве с жизнью настоящих папуасов. Мужчины живут отдельно от женщин и детей, в ряде местностей женщинам вообще запрещено даже приближаться к домам мужчин, не то что входить в них. Многоженство и инцест не являются чем-то выдающимся. И похоже, правы те наблюдатели, которые считают, что положение большинства папуасских женщин не лучше положения самок животных, чье предназначение рожать детей. Никакой контрацепции нет, и рожают много, но выживают далеко не все дети.

Причем зачастую они считаются "общими детьми" племени, поскольку отношение у папуасов к физической близости весьма свободное, и мужчины могут вполне "без последствий" овладеть чужой женой, даже своей родственницей. Впрочем, как подметил один из миссионеров, в данном случае мужчины-папуасы проявляют отличие от особей животного мира — они сделали женщину вещью.

Однако в последнее время стали отмечать случаи иного рода. Так, осенью 2008 года стало известно о том, что отчаявшиеся женщины ряда племен в течение 10 лет убивали всех младенцев мужского пола, чтобы остановить непрекращающуюся более 20 лет войну. Кроме того, свои действия они оправдывали также тем, что их мужья ушли воевать, а у матерей и детей в результате не осталось еды. Впрочем, подобные случаи единичны. Папуасские мужчины не собираются сдавать своих позиций и не понимают своих белых собратьев, "сдавшихся", по их мнению, прекрасной половине человечества. Остается надеяться лишь на то, что со временем папуасское общество все же как-то изменится в лучшую сторону.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить