Громкие заявления турецкого премьера Эрдогана в адрес ЕС

Турецкое унижение Евросоюза

ЕС крайне разочарован скандальными заявлениями премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который накануне визита в Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК) 22 июля 2011 года обещал заморозить отношения с Брюсселем на время греко-киприотского председательства в Евросоюзе в том случае, если кипрская проблема не будет урегулирована. Более того, по его словам, Турция приостановит переговоры по своему вступлению в ЕС.

Дело в том, что переговоры по этой проблеме без участия представителей ООН воспринимаются Анкарой "как унижение". В связи с этим турецкий премьер выступил против вмешательства ЕС в процесс урегулирования на Кипре: "Мы не признаем Евросоюз в качестве собеседника по вопросу Кипра. ЕС пытается перетянуть эту проблему на свою сторону. Мы же говорим, что решать ее надо полностью на платформе ООН". Неприятным для ЕС моментом было также утверждение, что Гюзельюрт (город и район в кипрской провинции Аксарай, возвращения которого добиваются греко-киприоты) принадлежит ТРСК.

Эрдоган клятвенно заверил турецкую общественность в том, что он не пойдет "навстречу греко-киприотам": "Мы уже немало шли им навстречу. Но на добро мы будем отвечать добром". Напомним, что с 1974 года Кипр разделен по национальному признаку на два государства. Тогда Турция захватила его северную часть под предлогом восстановления порядка после путча в Афинах, целью которого было присоединение Кипра к Греции. В настоящий момент турки до сих пор оккупируют почти 37 процентов острова, где находится внушительная группировка турецких войск (35 тысяч солдат и офицеров).

Чем обусловлены столь вызывающие заявления турецкого премьера? И как это скажется на обстановке на Кипре и диалоге по линии Анкара — Брюссель? На эти вопросы в интервью "Правде.Ру" ответили эксперты Сергей Демиденко и Дмитрий Данилов.

Читайте также: Турция стучится в клуб великих держав

Сергей Демиденко, эксперт по Турции Института стратегических оценок и анализа: "Турция по-прежнему стремится в ЕС, но использует кипрскую тему, чтобы дать Евросоюзу понять, что она не намерена вступать туда любой ценой и целиком и полностью выполнять рекомендации европейцев, необходимые для вступления. Ее руководство прекрасно отдает себе отчет в том, что в ближайшее время членство в ЕС ей не грозит ввиду разницы подходов.

Турция прекрасно понимает свою растущую значимость ввиду развития событий в Ливии и Сирии. Без нее решение этих проблем, особенно последней, представить сложно. Турция все больше позиционирует себя региональной сверхдержавой, которая не намерена становиться придатком ЕС.

Но при этом следует учитывать одну турецкую особенность, равно как и особенность поведения самого Эрдогана: за пафосом и громкими фразами неизбежно наступает примирение. Классический тому пример — его ссора с Израилем, касающаяся Палестины. Но когда речь зашла о Сирии, они замечательно поладили. Так же и тут. Никаких особенно заметных силовых действий против Кипра со стороны Анкары ожидать не стоит. Главное для Эрдогана сейчас — обратить как можно больше внимания на проблему. Причем это адресовано не только европейской, но и турецкой публике.

Что касается отношений по линии ЕС — Турция, то для их развития имеется серьезная экономическая основа, так что ухудшения отношений ждать не приходится".

Руководитель отдела евробезопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов: "В политике всегда следует различать стратегию и тактику. Последнюю применительно к Турции во многом определяет нынешняя неблагополучная ситуация в ЕС, связанная с обострением финансового кризиса. И разумеется, Анкара пытается этим воспользоваться в своих интересах. Вопрос лишь в том, насколько далеко она может здесь пойти и положит ли она на весы своих интересов партнерство с ЕС? Сейчас привлекательность вступления в Евросоюз, ввиду всего вышеизложенного, выглядит достаточно слабо. Напротив, ЕС ощущает свою большую заинтересованность в поддержке Турции применительно к ситуации в Ливии. В Анкаре тоже прекрасно понимают свою значимость, и она начинает декларировать свои интересы в наиболее важных для себя направлениях. В том числе и по Кипру. Но не следует это все переоценивать. Ведь, по сути, ничего принципиально нового тут нет.

Что касается вопроса о турецком пути в ЕС, то он представляется очень длинным, сложным и крайне неопределенным, и Турция не собирается ставить себя в зависимость от того, чего в ближайшее время не может быть.

Что же касается кипрской проблемы, то никаких силовых акций от Эрдогана ждать не приходится. Нынешний статус-кво устраивает всех. Турецкая политическая элита прекрасно понимает, что у Евросоюза есть важные рычаги воздействия на ее поведение, способные радикально изменить внутреннюю ситуацию в Турции. Если на них надавить, то политические потери Турции будут в любом случае заметнее возможных выгод от действий на кипрском направлении. Среди этих рычагов особенно следует выделить курдский".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить