"Дамоклов меч" дефляции и радости "Золотой недели"

Перевод китайской экономики с плановых основ на рыночные повлек (как и у нас во времена ленинского НЭПа) ликвидацию дефицита в магазинах. Однако, с течением времени неупорядоченный бум, стимулированный инвестициями охочих до прибыли зарубежных бизнесменов повлек очевидные признаки перепроизводства. В ответ на замаячившую перед народным хозяйством угрозу здесь изобрели так называемую "активную финансовую политику", суть которой: повышать покупательную способность населения в расчете, что оно станет активней приобретать товары — тем самым давая предприятиям возможность далее производить, обеспечивая занятость своего персонала.

Главным рычагом "активной финансовой политики" стали целевые государственные займы для финансирования строительных работ, позволивших занять миллионы свободных рабочих рук (и расширяя тем самым армию потребителей).

 

В этом — разгадка "тайны", поражающей сейчас едва ли не каждого из приезжающих сюда иностранцев (почему облик Китая столь стремительно обновляется?)

 

Сама эта методика кое в чем напоминает прием по выходу из "великой депрессии", предпринятый в 30-х гг. Рузвельтом, хотя в Китае все это выглядит масштабней: в мгновение ока по всей стране растут небоскребы, возникают новые железные и шоссейные дороги. Строится инфраструктура, но не промышленные предприятия (в этой сфере установлены строжайшие лимиты, ибо товаров и без того — избыток).

 

В массовой пропаганде один из ведущих лозунгов гласит: "Потребляйте!" Чтобы люди не копили деньги, охотнее их тратили, до минимума снижены процентные ставки по банковским вкладам. Еще одно изобретение авторов "активной финансовой политики": "Золотые недели" активного потребления.

В прежние времена китайцы, мягко выражаясь, не были избалованы выходными. Суббота, к примеру, стала нерабочим днем сравнительно недавно. Одновременно с введением "активной финансовой политики" в китайском календаре появились три "золотых недели" (образуемых посредством соединения того или иного праздника с двумя субботами и двумя воскресеньями): в традиционный праздник Весны (Новый год по восточному календарю), на 1-е мая и на 1-е октября (Национальный праздник в честь образования Республики).

 

...Только за счет продажи входных билетов, гласит экспресс- информация государственных статистических органов, с 1 по 7 октября нынешнего года 100 ведущих туристских центров страны получили выручку в размере 37,9 млн. юаней (что равно почти 4,6 млн. долларов США). Около 2,3 млрд. юаней (или 270 млн. долларов) — выручка от продажи авиа- и железнодорожных билетов. В 140 главных торговых центрах 31-го ведущего туристского города выручка от торговли в "золотую неделю" превысила 2,8 млрд. юаней (или 350 млн. долларов).

 

Всего же населением Китая с 1 по 7 октября было израсходовано 30,6 млрд. юаней (или 3,8 млрд. долларов). Оглашена и суммарная статистика всех "золотых недель" с 2000 по 2002 гг: 152,5 млрд. юаней (или 18,4 млрд. долларов США).

 

В последнее время в китайской прессе не раз можно было прочесть сетованья экономистов на то, что население чрезмерно озабочено накопительством "про черный день", что индексы цен не только не растут, но даже слегка сокращаются. "Дефляции" здесь страшатся куда сильнее, чем инфляции (как говорится, нам бы их заботы!)

 

Нынешняя "золотая неделя", надо думать, улучшит настроение здешних экономистов, которые посредством рыночных рычагов довольно-таки успешно решают проблемы, ею же (рыночной экономикой) сотворенные.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить