Напряженность вокруг Карабаха не спадает, примирения до сих пор нет

Джемаль: Карабах поджигает третья сила

Напряженность в зоне Карабахского конфликта не спадает. Напомним, что эскалация там стала наблюдаться весной прошлого года. Азербайджанские политики, не исключая и самого президента Ильхама Алиева, произносят воинственные речи, направленные не только против карабахских армян, но и против поддерживающей их Армении.

Читайте также: Алиев угрожает Армении войной

Судя по заявлениям из Баку, Азербайджан намерен любыми способами добиться реванша и завладеть территориями, которые он считает своими. В свою очередь, армяне не намерены им уступать ни при каком раскладе.

Можно было бы считать заявления азербайджанских политиков пустым сотрясанием воздуха, если бы не ряд "но". Во-первых, практически и дня не проходит без стрельбы. Периодически отмечаются и настоящие боестолкновения, в ходе которых та и другая стороны несут заметные потери.

На фоне этого Азербайджан проводит милитаризацию, по многим позициям сопоставимую с той, которую осуществляла Грузия незадолго до начала войны против Южной Осетии в 2008 году. Независимые эксперты опасаются того, что Баку рассчитывает тем самым создать решающее превосходство над армянами и осуществить реванш. На фоне этого при посредничестве России стороны подписывают соглашения о неприменении силы. Смогут ли подобные декларации повлиять на ситуацию? И насколько велика вероятность возобновления полномасштабных боевых действий? На эти вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль:

— Конфликт, благодаря поведению внешних сил, может разгореться в любой момент. Разумеется, не последним в этом смысле индикатором служит милитаризация Азербайджана. Это вещь предсказуемая, которая имеет под собой неблагоприятное для него развитие ситуации. Баку сейчас остался, по сути, в изоляции в условиях, когда мировое сообщество ничего не делает для решения Карабахской проблемы. Я имею в виду главных игроков в регионе в лице ЕС, России, США, Ирана и Турции.

Наибольшую активность проявляют соперничающие Иран и США, имеющие здесь разнонаправленные интересы. Как известно, Иран во многом поддерживает позицию Армении в пику Азербайджану. Одна из причин этого кроется в поведении самого азербайджанского руководства, которое своими действиями сыграло не последнюю роль в том, чтобы загнать себя в тупик. Вплоть до того, что сейчас у Баку уже нет даже прежних сердечных отношений с Анкарой. Так что прямого турецкого протекционизма в последнее время азербайджанцы не ощущают. Азербайджан сблизился с Израилем, с которым враждует Иран. А тот, в свою очередь, все больше сближается с Турцией, а турецкое руководство отдаляется от Израиля.

Что касается непростых взаимоотношений между Ираном и Азербайджаном, то во многом они обусловлены советским прошлым последнего. За годы Советской власти Азербайджан в Иране волей-неволей стал ассоциироваться с территорией, откуда приходят войска коммунистов, имеющих вполне определенные цели. Так было в 1920-1921 годах, так было и в 1941-1946 годах.

Азербайджанская команда Багирова работала с вполне определенной целью советизации Ирана. И хотя все эти попытки провалились, "травма Баку" дает о себе знать и сейчас. Тем более, что руководство Азербайджана вполне определенно ведет себя в отношении Запада, особенно США. Иными словами, не самые лучшие исторические воспоминания Ирану никак не дают забыть.

Для Исламской Республики сейчас крайне важно не допустить, чтобы на территории ее соседей находились иностранные базы потенциальных агрессоров. Поэтому Азербайджан ощущает позицию Ирана, что заметно ослабляет шансы Баку по карабахскому вопросу.

— Какое влияние имеет на ситуацию положение в соседней Грузии?

— Говоря о конфликте в Карабахе, следует рассматривать ситуацию в этом регионе в целом, на всем Южном Кавказе, в том числе и в Грузии. Между Арменией и Грузией наблюдаются серьезные трения по вопросу Джавахети, где проживает значительное число армян, испытывающих, по мнению Еревана, давление Тбилиси. Россия вообще традиционно не занимала мягкую позицию по отношению к нему и напротив, благоволила Армении. В свою очередь, есть и азербайджанский вопрос в Грузии, которая в любом случае не является бесспорным союзником Азербайджана.

Что касается Армении, то она сама находится в тяжелой, по сути тупиковой ситуации. Взять хотя бы то, что там нарастают протестные действия. По крайней мере, в последние месяцы кое-кто даже говорил о возможной "цветной революции". В этой связи, ввиду непростой внутренней ситуации, попытки вспомнить о внешнем противнике в столь важный час для многих весьма кстати.

Тем более, что армяне в таких условиях занимают неконструктивную позицию. Взять хотя бы планы Еревана по возможному переселению на пустующие территории, с которых прежде были изгнаны азербайджанцы, аншерских армян из Киргизии, принявших в XVI веке ислам. В этом случае речь может идти и об их тотальной принудительной христианизации, которая автоматически будет означать и полную христианизацию захваченных армянами земель.

Понятно, что в этом случае армянская сторона делает все, чтобы обезопасить себя в плане геополитики. Однако подобное лишний раз заставляет говорить о том, что здесь мы наблюдаем столкновение цивилизаций. А при таком раскладе избежать выхода колоссального давления и разного рода резких ситуаций очень сложно.

— То есть война с заметным религиозным подтекстом?

— Если касаться религиозного момента, то по отношению к Азербайджану вопрос религиозности следует рассматривать с осторожностью. Дело в том, что по большей части это лишь новодел после многолетнего советского периода атеизма, когда Азербайджанская ССР шла едва ли не первой по пути освобождения от религии среди республик Советского Союза. К тому же, антирелигиозная пропаганда со стороны коммунистов была подобна семени, павшему на заранее удобренную почву.

Уже в XIX веке нравы здесь были достаточно либеральными, и в отличие от Северного Кавказа борьба с религией здесь прошла для коммунистов успешно. Взять хотя бы одного из таких деятелей, печально знаменитого Муллу Насреддина XIX века, который еще до революции 1905 года прославился своей пропагандой и который смело мог поспорить по своей антирелигиозности хоть с Демьяном Бедным, хоть с товарищем Ярославским.

— И при всем при этом война неизбежна?

— Мы видим явную установку на войну. Когда она начнется — лишь вопрос времени. Запад в нужный ему час "разморозит" конфликт в Карабахе. ЕС только кажется умиротворяющим фактором. Его миротворческая тога, в которую он пытается рядиться, судя по поведению Кэмерона, Берлускони и Саркози в отношении Ливии, — только иллюзия. Все они, когда заходит речь о том, чтобы половить рыбки в мутной воде, показывают зубы не хуже Обамы.

Причины подготовки к "размораживанию" конфликта лежат во многом в цивилизационной плоскости. В 1970-е годы у СССР была благоприятная возможность навязать Западу свои методы игры. У него была возможность выиграть поединок только в результате экспансии. Я имею в виду сложившуюся систему левых партий в Европе, революции 1968-го и 1974-го годов во Франции и Португалии и вообще ситуацию в мире, благоприятную для соответствующих действий Москвы.

Но тогдашнее руководство СССР выбрало гибельную для себя тактику соглашательства и уступок, побоявшись эскалации международной напряженности. Однако Штаты делать этого не побоялись. И при тех условиях социалистическая система экономики неизбежно проигрывала капиталистической.

Следует напомнить, что в 1970-е годы Запад дал свой управленческий ответ на действия СССР в виде "Революции менеджеров". Возникла кредитная система, так называемые "финансовые подушки безопасности", во многом благодаря которым Западу удалось выиграть противостояние с советской системой.

Однако сейчас эта система дала сбой. Основание финансово-спекулятивной экономики с огромными, необеспеченными суммами денег в конечном итоге привело к наблюдаемому сейчас масштабному кризису внутри самого западного мира.

Сейчас там наблюдается очень мощный конфликт, поскольку тот самый менеджмент, о котором говорилось выше, по сути, переписал на себя все имущество. И теперь хозяева хотят освободиться от проворовавшихся управляющих. Однако попытка коренной перестройки экономики будет неизбежно сопряжена с затягиванием поясов и ухудшением условий жизни. Выход видится во внешнеполитической активизации.

— В том числе, используется и дестабилизация проблемной кавказской зоны?

— Сейчас делается ставка в рамках теории "управляемого хаоса", которая, в том числе, должна позволить перераспределить ресурсы планеты. Одним из способов достижения является дестабилизация в других странах мира. "Арабская улица" — лишь один из примеров. Попытки организации рукотворного хаоса должны распространиться практически на все важные для Запада в целом и США в частности регионы и страны, включая Среднюю Азию, Пакистан. Наивно думать, что при таком раскладе Кавказ останется стабильным. Ведь здесь мы имеем дело с нефтегазовыми интересами многих стран.

— Каким образом может произойти "размораживание" конфликта?

— Для этого ничего особенно не надо делать, учитывая настроения и кипящие страсти. Это может произойти ближе к осени. Благо на это есть внешняя установка. Возможно, здесь будет активно задействована и третья страна, которая, по всей видимости, уже пробует силы. Так, в последнее время армяне все чаще жаловались на то, что якобы их обстреливают азербайджанцы. Причем из тех районов, где их появление сомнительно. Речь в данном случае идет и об оккупированных армянами районах Азербайджана, не считая Карабаха. В таких проблемных зонах есть явный теневой сектор, где и орудуют представители этой самой третьей силы. Их полностью проконтролировать очень сложно. Один из сценариев обострения мы наблюдаем в Сирии, где столкновение оппозиции и силовиков Асада провоцировали засланные иностранными, главным образом, американскими, спецслужбами боевики из Ирака и Иордании. Так и здесь. Стороны конфликта в любой момент могут быть спровоцированы в ходе очередного вооруженного инцидента.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить