Эстония отметила 70-летие депортации своих жителей в Сибирь

Эстония: пляски на костях 1941-го

14 июня исполнилось 70 лет со дня массовых депортаций из Прибалтики. В Эстонии эту дату отметили с государственным размахом. В стране прошли памятные мероприятия с участием высших должностных лиц.

По случаю памятной даты президент Тоомас Хендрик Ильвес, премьер Андрус Ансип и спикер парламента Эне Эргма выпустили совместное обращение. "14 июня 1941 года проявилось тотальное насилие тоталитарной власти на территории оккупированного государства, насилие в отношении граждан покоренного народа. Это страшное деяние, которое квалифицируется как преступление против человечности, стало личной трагедией для тысяч семей", — заявили они.

"Это было желание чужой власти — разметать наш народ, уничтожив его лучших сыновей и дочерей. Попытка расколоть Эстонию, а также уничтожить память о собственной государственности… Эстонский народ в те дни и ночи стал жертвой первого столь массового преступления против человечности, когда коммунистический тоталитарный режим показал себя с самой жестокой стороны. Но уничтожить в народе мечту о самостоятельной и демократической Эстонской Республике не удалось", — отметили политики.

Читайте: Языковая инквизиция по-эстонски

Непосредственно 14 июня всё началось с того, что президент Тоомас Хендрик Ильвес возложил цветы к памятнику "Крест свободы" в Таллине. Едва он и другие руководители страны отошли от монумента, там открылась тематическая историческая экспозиция. Площадь "украсил" автомобиль ГАЗ ААА, на котором высылаемых эстонцев доставляли на сборные пункты, а также вагон, в котором выселенных везли на крупные станции для дальнейшей отправки в Сибирь.

Идеолог нынешнего эстонского государства, историк, бывший премьер, а ныне министр обороны Март Лаар утверждает, что речь шла о геноциде, ибо репрессии просто не успели коснуться всех тех, с кем советская власть мечтала расправиться. В одной из своих книг он утверждал, что выселить должны были почти четверть населения Эстонии. Собственно говоря, президент и премьер в нынешнем обращении тоже говорили о "тотальном насилии".

"Кульминацией геноцида первого года советской оккупации стала массовая депортация 14 июня 1941 года. В Сибирь, в окрестности Новосибирска и Кирова, в нечеловеческие условия были насильственно вывезены умирать тысячи эстонских семей, в том числе младенцы, старики и беременные женщины", — так трактуются события 70-летней давности в "Белой книге", составленной современными эстонскими историками.

Читайте: "Бронзового солдата" променяли на бизнес

Что же случилось 14 июня 1941 года? Действительно, в тот день началось выселение в Кировскую и Новосибирскую области России эстонцев, которых установленная менее чем за год до этого в республике советская власть признала неблагонадёжными. По разным данным, тогда было выселено от 9156 до 10861 человека. Речь шла о представителях старого "буржуазного режима", крупных капиталистах, помещиках и зажиточных крестьянах. В числе пострадавших оказывались и ни в чём не повинные люди.

Только дальше начинаются вопросы. Первый из них — о слове "геноцид". Под ним подразумевается уничтожение той или иной группы по национальному или религиозному признаку. Следовательно, в этом случае целью являлось бы уничтожение этнических эстонцев. Однако так ли это? Исследовавший данный вопрос историк Александр Дюков привёл документы, согласно которым среди депортированных были белогвардейцы. А среди последних преобладали русские. Так что с геноцидом как-то не выходит.

Второй вопрос — о цифрах. Численность населения довоенной Эстонии составляла около миллиона человек. Но даже националисты признают,чточисловыселенных не превышало 11 тысяч человек. То есть, по этапу в Сибирь должны были отправиться около одного процента населения. Да, потом планировались и другие депортации. Так, в 1949 году выселение носило ещё более массовый характер. Но оно снова было не поголовным, и осуществлялось не по национальному признаку.

Читайте: Александр Коробов: забытые эстонские русские

А теперь о том, какие же категории лиц подлежали дальнейшему выселению. Среди них были: крупные чиновники, помещики, фабриканты, уголовный элемент, проститутки. Репрессии должны были коснуться перешедших на нелегальное положение члены националистических организаций, занимавшихся антисоветской деятельность прибалтийских немцев. А вот офицеров, полицейских и тюремщиков предполагалось преследовать не всех, а только тех, на кого имелся компромат (правда, это понятие весьма растяжимое).

Если подсчитать, какой процент населения Эстонии принадлежал к вышеозначенной категории, то 23 процентов, за которые уцепился Март Лаар сотоварищи, не наберётся никак. Кроме того, не стоит забывать о том, что у СССР в тот момент были сведения о контактах многих эстонских руководителей с нацистской Германией, которая вряд ли воспринималась как надёжный союзник. В этой связи ещё раз напомним дату: 14 июня 1941 года. До начала Великой Отечественной оставалось восемь (!) дней.

Собственно говоря, эти опасения полностью лишены оснований не были. Едва началась Великая Отечественная, как эстонские приспешники нацистов немедленно показали себя. Достаточно вспомнить хотя бы поход в тыл Красной армии эстонского диверсионного батальона Абвера "Эрна", по местам "боевой славы" которого сегодня даже проводится зарница, благословляемая отдельными министрами. Да и в 20-ю эстонскую дивизию СС не с Луны набирали.

Читайте: День территориальных претензий Эстонии к РФ

Так что нынешние мероприятия по случаю 70-летия депортации носят явно политически ангажированный характер. Некоторые вещи в официальной эстонской трактовке тех событий сознательно опускаются. В частности, на это указал в интервью "Правде.Ру" председатель правления защищавшей "Бронзового солдата" в Таллине общественной организации "Ночной дозор" Сергей Чаулин.

"То, как проходит нынешний день, лишний раз доказывает, что эстонцы просто хотят объявить виновными во всём русских "оккупантов", СССР, НКВД. В общем, кого угодно, только не самих себя. Цель власти — обелить собственных отцов и дедов, многие из которых сами принимали в депортациях непосредственное участие. Кто проводил эти выселения? В основном сами же этнические эстонцы — якобы все белые и пушистые. Так что какой уж тут геноцид?!

Первые депортации (правда, внутри самой Эстонии) осуществлялись ещё по воле президента независимой Эстонской Республики Константина Пятса. Когда в 1939 году он заключил с СССР договор о размещении красноармейцев на эстонской территории, многих жителей в насильственном порядке сгоняли с территорий, прилегающих к советским базам. Да, Сталин делал много неправильных вещей, но нельзя всё сводить исключительно к нему.

Из сегодняшнего мероприятия сделали просто цирк. Ну понятно, когда возлагают цветы. А вагон-то зачем притащили в центр города? Ответ может быть один — с политической целью. Только вот историей должны заниматься историки, а не политики. Нужно фиксировать факты, а не заниматься исключительно их трактовкой. То, как отметили 70-летие депортации в Эстонии — чистая политика, мало имеющая отношения и к истории, и к памяти павших".

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить