В Сербии спорят по поводу справедливости выдачи Младича

Тяжелый выбор Сербии: ЕС или герой Младич

Бывший военный лидер боснийских сербов Ратко Младич доставлен в тюрьму Гаагского трибунала. Между тем в Сербии не утихают споры относительно того, имело ли право руководство страны выдавать генерала в Гаагу. Для многих он и спустя более 15 лет после окончания войны в Боснии и Герцеговине остается национальным героем.

То, что Младича выдадут в Гаагу, стало ясно еще 26 мая, когда сербский президент Борис Тадич объявил о его поимке. Спустя день суд принял решение о его выдаче в Гаагский трибунал, где его обвиняют в геноциде и преступлениях против человечества. Защита генерала подала апелляцию, но Специальный суд в Белграде ее отклонил. Младичу дали посетить могилу дочери, после чего под усиленной охраной доставили в аэропорт. Поздно вечером 31 мая Младича доставили в тюрьму Гаагского трибунала, и уже 3 июня он в первый раз предстанет перед Международным судом. Сам генерал категорически отрицает свою вину.

Тем временем в Сербии идут ожесточенные споры о том, можно ли было выдавать генерала в Гаагу. Считающаяся националистической Сербская радикальная партия (СРП) заявила, что "решительно осуждает режим Бориса Тадича за позорную выдачу сербского героя генерала Ратко Младича. Этот предательский акт угрожает выживанию Республики Сербской (в Боснии и Герцеговине. — Ред.) и наших национальных интересов. Все члены правительства будут отвечать за свои предательские действия".

Смотрите фоторепортаж Митинг в поддержку Младича закончился погромами и арестами

Представители партии решили добиваться отставки президента и правительства. Они призвали Демократическую партию Сербии во главе с бывшим президентом и премьером присоединиться к данной инициативе.

Возникает вопрос: а многие ли сербы вместе с СРП считают Младича национальным героем? Находящаяся в Белграде эксперт Гаагского трибунала, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова в интервью "Правде.Ру" дала на него утвердительный ответ. "Да, все говорит о том, что так считает большинство сербов. Посмотрите на многочисленность акций протеста в Белграде и столице Республики Сербской Баня-Луке", — отметила она.

Действительно, в последние дни по Сербии и сербским районам Боснии прокатились масштабные акции протеста, участники которых выражали недовольство выдачей Младича. Масштабный митинг у здания парламента в центре Белграда 29 мая закончился столкновениями молодежи с полицией. Свыше 30 человек получили ранения, более 200 были задержаны стражами порядка. Так что усиленный конвой при сопровождении генерала в аэропорт явно был делом не лишним.

Фото: AP

Читайте также: Арест Младича — приговор президенту Сербии

Социологические опросы показывают, что от 40 до 80 процентов населения Сербии по-прежнему считают Младича национальным героем. В любом случае, речь идет если не о подавляющем большинстве, то где-то о половине сербов. И тому может найтись множество объяснений. Одно из них — недовольство национальным составом подсудимых Гаагского трибунала. Хотя преступления совершали все стороны, подавляющее большинство осужденных в Гааге или ожидающих приговор — сербы.

Можно вспомнить и о том, что более трети населения Боснии и Герцеговины составляли сербы, которым по воле мирового сообщества не дали воссоединиться со своим национальным государством. Или о том, что 20 лет назад мусульманский лидер Алия Изетбегович видел свою страну исламским государством, где православным сербам не было места. Мусульманские боевики и наемники (в том числе и из "Аль-Каиды") резали сербов. И Младич в глазах многих своих соплеменников — человек, давший отпор исламистам.

Наконец, можно вспомнить и о биографии Ратко Младича, чья популярность в народе явно выше, чем у Милошевича. В отличие от экс-президента Югославии, делавшего партийную карьеру, Младич был боевым офицером, который оказался вовлечен в политику силой обстоятельств. Его никогда не обвиняли в коррупции, семейственности, грубых политических просчетах, за что часто доставалось Милошевичу. В этом смысле генерал — более бесспорная для сербов фигура, чем покойный глава государства.

Читайте также: Как Тадич продал ЕС Младича

В то же время руководитель Центра балканских, кавказских и центрально-азиатских исследований Института всеобщей истории РАН Артем Улунян в интервью "Правде.Ру" заявил, что популярность Младича среди сербов постепенно сойдет на нет.

"То, что Младич популярен, объясняется эхом войны, еще не зажившими ранами. Подобное есть не только у сербов. В Хорватии многие возмущались приговором Гаагского трибунала генералу Анте Готовине. Подобная картина наблюдается и у косовских албанцев. Через некоторое время данный вопрос будет снят с повестки дня. Для сербов Младич — это тяжелое, для многих — даже героическое, но прошлое. А прошлым бесконечно жить нельзя, хотя нельзя и обвинять сербов в том, что у них есть такой герой", — полагает эксперт.

"Нынешние сербы видят себя в Европе. Кстати говоря, они указывают, что бывшая Югославия (СФРЮ) была близка Европе и Сербии пора вернуть эту близость. И речь идет не только о вступлении в ЕС, но и о приеме в НАТО — каким бы странным последнеепосле бомбардировок 1999 года ни показалось. Почти все соседи уже входят в Североатлантический альянс, и другого пути у страны просто нет. А Младич с этим путем несовместим", — подчеркнул Улунян.

Читайте также: Гаагский трибунал осудил своих же палачей

Действительно, очень многие сербы видят свою страну частью Евросоюза. Недаром на парламентских выборах трехлетней давности первое место заняла коалиция "За европейскую Сербию" во главе с президентом Тадичем. В конце концов, народ избрал президентом именно его. Но объясняется ли это желанием приобщиться к высоким европейским идеалам? Сегодня в Европе на заработках находится миллион сербских гастарбайтеров. И разрыв с Европой поставит многих из них на грань выживания.

Только вот если совместить данные социологических опросов и результаты выборов, то получится удивительная картина. Даже среди избирателей прозападных сербских партий найдутся те, кто считает Младича героем. Получается, что желание быть в составе ЕС и отстаивание права сербов объединиться в одном государстве с оружием в руках прекрасно уживаются в головах многих представителей этого южнославянского народа.

Однако Запад в лице Евросоюза не желает мириться с таким сочетанием. Он требует не только проглотить арест Младича, но и выдать всех тех, кого ищет трибунал. Такой человек остался один — бывший лидер Сербской Краины в Хорватии Горан Хаджич. И отнюдь не факт, что и после поимки последнего Сербию возьмут в ЕС. Некоторые страны Евросоюза в качестве условия приема туда требуют признания независимости Косова. На это, кажется, не готов даже западник Тадич.

Так не слишком ли большую цену платит выдавшая генерала Младича Сербия за все еще туманную европейскую перспективу? Ответ на этот вопрос, очевидно, дадут результаты намеченных на будущий год президентских и парламентских выборов в стране. Пока же сербы явно колеблются. С одной стороны, Младич — вроде бы герой. С другой, "немало людей" на митинге в его поддержку в Белграде — это лишь десять тысяч.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить