Обострения арабо-израильского конфликта - следствие прагматизма обеих сторон

Воинственный прагматизм арабов и израильтян

За последние десять лет систематические обострения арабо-израильского конфликта не раз давали аналитикам поводы для самых страшных прогнозов. В то время как арабские СМИ всякий раз выдвигали новые и новые обвинения против Израиля, связанные с оккупацией палестинских земель, израильские правые, напротив, пугали рядовых жителей страны полчищами шахидов и тысячами ракет, которые обрушатся на маленькую многострадальную страну.

Если попробовать понять логику каждой из сторон, то обнаружится, что у палестинцев и израильтян имеется набор весьма весомых аргументов, которые не так легко перечеркнуть. Каждый правый поворот в политике Израиля (увеличение военной активности, возобновление строительства поселений на палестинских территориях), как правило, обусловлен атаками экстремистов.

Последние, в свою очередь, проводятся как акции возмездия за ликвидации ЦАХАЛом тех или иных лидеров исламистов или за гибель мирных жителей. Такое положение дел уже давно могло привести к катастрофическим последствиям — к полномасштабной войне (при гарантированной поддержке США — с одной стороны, Ирана и Сирии — с другой).

Читайте также: Израильский праздник от палестинского горя

Не отрицая тот факт, что такая опасность в будущем сохранится, мы не можем не отметить и то обстоятельство, что прагматизм в действиях израильтян и палестинцев сыграл значительную роль в недопущении дальнейшего разрастания арабо-израильского конфликта. Как правило, периоды жесткого противостояния ("Вторая интифада" 2000-2002 годов, операция "Литой свинец" 2008-2009 годов) сменялись периодами относительного затишья. Продолжение ракетных обстрелов Сдерота и Ашкелона в большинстве случаев не сопровождалось значительными жертвами и разрушениями, а ответные удары израильской авиации чаще всего носили точечный характер и сводились к уничтожению отдельных объектов инфраструктуры террора.

Так могло продолжаться от нескольких месяцев до года. Даже во время Второй ливанской войны, которую легко можно было бы продолжить, подключив к противостоянию "Хизбаллы" и Израиля союзников с той или с другой стороны, восточный прагматизм возобладал: Хасан Насралла согласился прекратить огонь и ввести Ливанскую армию в южные приграничные районы, а ЦАХАЛ отступил, так и не достигнув решающих успехов на суше. Вскоре "Хизбалла" поспешила объявить о своей победе.

Даже если признать, что ливанское сопротивление получило некоторые преимущества, оставив с носом израильских генералов, которые так и не смогли уничтожить военную мощь группировки, война все равно не может рассматриваться как победа над Израилем. Фактически она была закончена вничью.

Чтобы избежать осуждения со стороны мирового сообщества, а также не допустить серьезных потерь среди личного состава военнослужащих, израильское руководство предпочитает ограничиваться краткосрочными военными операциями на территории противника. Особенно активно такая тактика проводилась в жизнь во время пребывания у власти кабинета Эхуда Ольмерта.

Операция "Литой свинец", длившаяся около месяца, опять-таки не дала ощутимых результатов. Не достигнув решающей победы, части ЦАХАЛа покинули Газу 20 января 2009 года. "Хамас" продолжил обстреливать территорию Израиля, но с меньшей интенсивностью, не желая повторения зачисток в секторе Газа. Официально группировка согласилась на перемирие. Так закончилась очередная ничейная партия…

Недавно произошло событие, которое так же, как и приход к власти ХАМАСа в 2007 году, дало многим аналитикам почву для размышлений по поводу будущего мирного процесса на Ближнем Востоке. После четырехлетнего противостояния ФАТХ и ХАМАС заключили между собой перемирие. Условия соглашения подразумевают формирование временного правительства и назначение даты всеобщих выборов в палестинской автономии.

Перемирие вызвало неоднозначную реакцию в самом Израиле. По мнению премьер-министра Биньямина Нетаньяху, то, что произошло в Каире, — это серьезный удар и большая победа терроризма. Махмуд Аббас фактически признал организацию, нанесшую ущерб Израилю и обстреливавшую ракетами мирные города. Это большой шаг назад в мирном процессе, считает израильский премьер.

Реакция МИДа Израиля оказалась более сдержанной. После появления сообщения о перемирии между палестинскими группировками был составлен специальный документ, в котором содержится призыв к выработке взвешенного подхода к данному событию. В то же время палестинская пресса приветствовала попытку установить единство в секторе Газа и на западном берегу реки Иордан.

Официальные представители группировки ХАМАС, тем временем, продолжили нагнетать обстановку, используя СМИ для очередных воинственных заявлений. Глава политбюро ХАМАСа Халед Машаль открыто заявил о своем стремлении убедить ФАТХ вернуться к террористической деятельности, направленной против Израиля.

В действительности, перемирие между двумя полюсами власти в Палестинской автономии может оказаться событием куда более заурядным, чем это представляется сегодня в арабских и израильских СМИ. Каким бы ни было новое палестинское правительство, компромисс с Израилем по вопросам безопасности потребует от нового руководства автономии проведения политики сдерживания своих активистов, чтобы не допустить войны на уничтожение.

Надо думать, что и в этом случае восточный прагматизм будет сильнее, чем воинственные настроения горстки фанатиков, готовых отдать жизнь ради уничтожения ненавистного государства Израиль. Поэтому война в секторе Газа носит в основном характер тлеющего конфликта.

Впрочем, нельзя исключать, что обострение арабо-израильского конфликта может затянуться. Правительство и Армия обороны Израиля ни при каких условиях не намерены мириться с обстрелами Сдерота, Ашкелона и Беэр-Шевы ракетами "Касам" и "Град", а также с любыми проявлениями террора. После установления относительного затишья аресты палестинских активистов в Иудее и Самарии продолжились.

Есть опасения, что новые вооруженные столкновения с палестинцами в будущем могут в той или иной мере затронуть и Египет, который до недавнего времени проводил относительно миролюбивую политику в отношении Израиля. Противоречия между двумя странами вызваны, в частности, решением Египта открыть КПП "Рафиах". Израильское руководство полагает, что этот канал может быть использован для контрабанды оружия.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить