В Польше демонтировали табличку, установленную в память о погибших красноармейцах

Россия проигрывает Польше "войну памяти"

Отношениям России и Польше угрожает новый историко-политический скандал. Речь идет о самодельной табличке в память о расстрелянных на польской территории 91 год назад красноармейцах, которую польские власти поспешили в срочном порядке демонтировать.

Пятнадцатого мая в окрестностях польского местечка Стшалково появилась самодельная мемориальная табличка на русском языке. На ней говорилось: "Здесь покоятся восемь тысяч советских красноармейцев, жестоко замученных в польских "лагерях смерти" в 1919–1921 годах". Ее прикрепили к памятному камню, установленному три года назад в честь 90-летия восстановления независимости Польши. Похоже, что прикреплявшие знали польский язык.

Но не прошло и полдня, как табличку демонтировали по решению польских местных властей. "Табличка появилась совсем не в том месте", — объяснил такие действия глава администрации округа Стшалково Дариуш Гживинский. По его словам, авторы самодельного послания наверняка хотели посетить лагерь и кладбище. А они расположены в паре километров от камня.

"В связи с отсутствием каких-либо договоренностей с местными властями, касающихся содержания таблички и ее установки, во второй половине дня она была снята. Полиция проводит следственные мероприятия по выявлению лиц, которые незаконно установили табличку. Воевода сообщил об инциденте российскому консулу", — последовало уже разъяснение из Варшавы.

Читайте также: Российский счет за "Катынь наоборот"

Похоже, что в этом событии опять наглядно проявилось российско-польское противостояние по вопросам истории. Еще свеж в памяти скандал с табличкой на польском языке, установленной на месте гибели самолета президента Леха Качиньского под Смоленском. Она гласила: "96 поляков погибли по дороге на памятные мероприятия, посвященные 70-й годовщине советского геноцида в катынском лесу, совершенного над военнопленными офицерами Войска Польского в 1940 году".

Очевидный провокационный смысл польской надписи состоял в том, что они пытались представить события в Катыни 1940 года "геноцидом", что противоречит всем документам. Польских граждан тогда расстреливали отнюдь не по национальному признаку. Просто если добиться признания тех событий геноцидом, польская сторона сможет потребовать у России выплаты 22 млрд долларов.

Надо признать: польские чиновники проявили куда большую расторопность, чем российские. Польская самодельная табличка о якобы имевшем место "геноциде" простояла почти год. А вот российская, содержание которой куда больше соответствует исторической правде, всего-то полдня. То ли дело в том, что поляки часто приходят к камню в честь 90-летия восстановления независимости, то ли в меньшем пренебрежении историей, чем у российских коллег.

С обеих сторон посыпались примирительные заявления. "Обстоятельства установки данной мемориальной доски нам не известны. Если это, как сообщают СМИ, произошло без согласования с польскими властями, то подобные действия, чем бы они ни были мотивированы, очевидно, могут быть расценены как нарушение внутреннего законодательства и потребуют соответствующего разбирательства", — сказал официальный представитель МИД России Алексей Лукашевич.

Бывший посол Польши в РФ Станислав Чосек в свою очередь заявил, что табличка в Стшалково стала местью за надпись под Смоленском. "Одна стоит другой. Мы должны молчать по этому поводу. Мне стыдно давать комментарий на эту тему. Это в целом не должно иметь места. Ни смоленская табличка, ни табличка в Стшалково. Они были установлены с нарушением всех правил хорошего тона, не говоря уже о международном праве", — подчеркнул он.

Но дальше начинаютсяразличия. Цитируемый выше представитель МИД России подчеркнул, что "факт гибели в польском плену огромного количества пленных красноармейцев в ходе войны 1919-1921 годов является трагической страницей нашей общей истории". А вот польские историки в эфире местных телеканал принялись наперебой опровергать то, что поляки расстреливали красноармейцев в 1919–1921 годах в лагерях. "Никто не расстреливал российских солдат", — сказал, в частности, историк Славомир Дембский.

Кроме того, бросается в глаза еще одно, отнюдь не радующее глаз обстоятельство. Если поляки пристально следят за тем, чтобы мемориал в Катыни не только стоял, но и был в полном порядке, то с увековечиванием памяти погибших в годы советско-польской войны 1920 года красноармейцев в Польше дело обстоит куда хуже. До сих пор никакого большого мемориала нет, и российская сторона (по крайней мере, публично) не ставит жестко вопрос о его появлении.

Между тем вопрос этот давно назрел. По разным данным, в результате расстрелов, голода, эпидемий в польских лагерях погибли от 60 тысяч (нота наркома РСФСР Георгия Чичерина) до почти 90 тысяч (историк А. Колпаков). Даже польские историки говорят о 16 тысячах погибших красноармейцев. Один из таких лагерей смерти располагался в Стшалково. В нем нашли свою смерть минимум восемь тысяч человек. Это вдвое больше, чем расстрелянных под Смоленском поляков в 1940 году.

Всего же жертвами расстрелов, обозначаемых собирательным понятием "катынские", стали почти 22 тысячи человек. Но в 1920 году были как минимум сопоставимые цифры. И самодельная табличка в Стшалково явно похожа на попытку напомнить о страшных событиях, которые творились там в 1920–1921 годы.

Очередное напоминание о сложной истории российско-польских отношений в виде "войны табличек" прокомментировал "Правде.Ру"специалист по истории Польши исторического факультета МГУ Богдан Безпалько:

"Говорить о том, что красноармейцев в Стшалково не расстреливали, по крайней мере, смешно. По оценкам наших историков, в польских лагерях от расстрелов, других казней, голода, эпидемий погибли от 20 до 80 тысяч красноармейцев. Память этих людей до сих пор не почтили должным образом. Однако, увы, российская власть не столь настойчива в вопросе о строительстве мемориала, как польская в случае с Катынью.

Нельзя сказать, что для России польское направление внешней политики является совсем уж периферийным. Но можно заметить, что качество нашего внимания к большой соседней 37-миллионной стране оставляет желать лучшего. Мы гораздо больше говорим о трубопроводах, об экономике, о попытках сбросить балласт прошлого. Нельзя сказать, что это неправильно. Однако оставлять вопросы истории с Польшей в стороне нельзя.

Для поляков Катынь — часть многовекового антироссийского мифа, на котором зиждется и современная политика. Мол, события 1940 года — очередное проявление враждебности русских к полякам, имеющее все признаки геноцида. Это вопрос самоопределения, заслоняющий собой текущие дела. Он глубоко засел в головах миллионов поляков, которые моментально стремятся выкорчевать все, что может поколебать устойчивость данного мифа — например, ту самую табличку.

И должного отпора с российской стороны эта версия не получает. Беда заключается в том, что у российской элиты до сих пор не сформировалась русская (или российская) историческая память. Отсюда и фактическое поражение в пропагандистской войне с Польшей. Пока такой памяти не будет выработано, нас будут ждать проблемы не только на польском, но и на многих других направлениях".

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить