Ликование или плач по поводу смерти Усамы бен Ладена

Зачем оплакивать бен Ладена?

Прогрессивное человечество ликует по поводу смерти Усамы Бен Ладена. Особенно радуется Барак Обама, с началом президентской гонки которого совпала победоносная операция в Пакистане. Рейтинг президента поднялся на девять процентов.

Думаю, что психически здоровые русские в данном случае должны тоже радоваться успехам американской военной машины, наконец-то добравшейся до бен Ладена и избавившей мир от исламского Фантомаса. Тем более что совсем недавно в Чечне был уничтожен главный представитель "Аль-Каиды" на Северном Кавказе арабский боевик Абу-Анас Моганед, считавшийся ответственным за проведение всех взрывов в России с использованием смертников за последние годы.

Смерть бен Ладена — безусловное благо, и не только для Америки. Однако если обратиться к событиям 30-летней давности, то можно увидеть, что его военно-политическая карьера без поддержки американских спецслужб была бы маловероятна. Статью на эту тему опубликовал американский политолог Майкл Паренти. Статья называется "Нерассказанная история Афганистана". Она возвращает нас в первый год пребывания в этой стране советских войск.

Читайте также: Как американцы убили умершего Бен Ладена

"Через месяц после 11 сентября 2001 года Америка развернула массированную воздушную атаку афганской территории, где предположительно укрывался бен Ладен. За 20 лет до этого, в 1980-м, США осуществили интервенцию в Афганистан, целью которой провозглашалось противодействие советскому вторжению.

Американская интервенция и борьба с просоветским правительством Афганистана были поддержаны даже теми обозревателями, которые традиционно настроены критически в отношении внешней политики США. Были ли они правы?" — задается вопросом американский политолог.

Реальная история

Пару слов об авторе статьи-монографии. Wikipedia говорит, что Паренти — известный интеллектуал, лауреат многих академических наград, политолог, историк, исследовавший широкий спектр общественных явлений. Окончил Йельский университет, преподавал во многих университетах в США и за их пределами. Автор 20 книг и большого количества статей, переведенных на 18 языков. Пэренти принимал участие в антивоенном движении.

В главе "Немного реальной истории" политолог пишет, что на протяжении долгих веков феодальная система Афганистана оставалась неизменной. К середине ХХ столетия 75 процентов земли здесь принадлежало помещикам, составлявшим три процента населения. Перемены начались в середине 1960-х годов, когда революционные демократы Афганистана объединились в Народно-демократическую партию. В 1973 году свергнут афганский король, однако сменившее его правительство оказалось автократическим, недееспособным и непопулярным. Оно было свергнуто в 1978 году после массовой демонстрации протеста у президентского дворца, на стороне участников которой выступили высокие армейские чины.

Офицеры-повстанцы обратились к Народно-демократической партии (НДП) с призывом сформировать новое правительство под руководством Нур Мухаммеда Тараки — поэта и новеллиста, исповедовавшего левые взгляды. Так к власти в Афганистане пришла марксистская коалиция национальных демократических сил. "Это событие было исключительно "местным", — писал об афганской революции очевидец событий, канадский профессор Джон Райан, в тот период ведший в Афганистане исследования в области сельского хозяйства. — Даже ЦРУ не усматривало в нем "руки Москвы".

Паренти высоко оценивает реформы правительства Тараки. Оно санкционировало создание профсоюзов, установило минимальный размер оплаты труда, ввело прогрессивную шкалу налогооблажения, развернуло программы грамотности населения, доступного здравоохранения, жилищного строительства, борьбы с массовыми заболеваниями. Правительство Тараки субсидировало крестьянские кооперативы с целью снижения стоимости базовых продуктов питания.

Для американца Паренти представляется крайне важным, что "социал-демократический" кабинет продолжил начатую еще королем кампанию по эмансипации афганских женщин. Отныне правительство Афганистана финансирует бесплатное образование для девушек и детей из отдаленных районов.

В статье, опубликованной газетой Тhe San Francisco Chronicle (17.11.2001), упоминается, что во времена правления Тараки Кабул стал "космополитическим городом, куда со всего мира съезжались хиппи и художники. Женщины учились на инженеров, специалистов в области бизнеса, занимали государственные посты, В 1980-е годы семьженщин были членами парламента".

Правительство Тараки предприняло меры по борьбе с культивацией опиумного мака. До этого Афганистан поставлял свыше 70 процентов опиума, использующегося для производства героина во всем мире. Кабинет приступил к разработке программы масштабной земельной реформы. "Это было очень популярное правительство, — пишет упомянутый выше канадский профессор Райан, — люди смотрели в будущее с большой надеждой".

Однако оппозиция курсу росла сразу в нескольких "штабах". Как пишет Паренти, феодальные помещики видели в земельной реформе угрозу своей монополии. Племенные лидеры и муллы сопротивлялись усилиям по установлению равенства полов и предоставлению возможности учиться для женщин и детей. И, наконец, "политика экономического коллективизма" правительства Тараки была воспринята США как угроза своей национальной безопасности.

"Почти сразу после прихода к власти в Афганистане коалиции под руководством НДП ЦРУ силами военных машин Саудовской Аравии и Пакистана разворачивает широкомасштабную интервенцию в страну, выступая на стороне изгнанных феодалов, реакционных вождей племен, мулл и наркодельцов, — говорится в статье американского политолога. — Одним из высокопоставленных чиновников правительства Тараки был Нафизулла Амин, который, как считают многие, был завербован ЦРУ в период, когда учился в Америке.

В сентябре 1979 года Амин совершает военный переворот и захватывает власть. Он казнит Тараки, сворачивает реформы, расстреливает, бросает в тюрьмы и изгоняет из страны тысячи сторонников Тараки и провозглашает курс на создание фундаменталистского государства. Однако через два месяца он был отстранен от власти силами переживших переворот активистов НДП".

Американский ученый особо подчеркивает, что все это случилось до советского вторжения. Советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский за несколько месяцев до того, как советские войска вошли на территорию Афганистана, публично признал, что администрация Картера огромными денежными вливаниями финансировала исламских экстремистов, борющихся с реформистским правительством. Среди методов их борьбы — нападения на школы и убийства учителей в удаленных районах страны.

"В конце 1979 года загнанное в тупик правительство НДП обращается к Москве с просьбой прислать контингент вооруженных сил для участия в боевых действиях против моджахедов и иностранных наемников, поголовно рекрутированных, финансируемых и вооруженных ЦРУ. Советский Союз к тому времени уже помогал Афганистану осуществлять программы, связанные с добычей природных ископаемых, образованием и здравоохранением. Военное вмешательство представляло собой серьезный шаг с опасными политическими последствиями. Кабулу пришлось долго просить об этом Москву", — пишет Паренти.

В статье политолога говорится, что советское вторжение предоставило ЦРУ блестящую возможность превратить сопротивление правительству со стороны разрозненных племен в священную войну с безбожниками-коммунистами.

США и Саудовская Аравия вложили в афганскую войну свыше 40 миллиардов долларов, ЦРУ и союзники рекрутировали, экипировали и обеспечили боевую подготовку почти 100 тысяч радикальных моджахедов из 40 мусульманских стран. "Среди тех, кто отозвался на призыв, был саудовский праворадикал и миллионер Усама бен Ладен", — пишет Паренти.

Джихад, Талибан, бен Ладен: стиль ЦРУ

Изгнав советский военный контингент, моджахеды начали воевать друг с другом. Они превращали в руины города, терроризировали мирных жителей, занимались мародерством, устраивали массовые казни, закрывали школы, надругались над тысячами женщин, превратили в пепел половину Кабула. Международная амнистия рапортовала: "Изнасилование женщин является методом моджахедов запугивать население и способом вознаграждения отличившихся бойцов".

"Созданные силами ЦРУ боевые подразделения моджахедов начинают самостоятельную жизнь. Сотни боевиков возвращаются домой в Алжир, Чечню, Косово, Кашмир, для того чтобы во имя Аллаха обрушить атаки на головы представителей "коррумпированных" светских властей, — пишет американский политолог. — В самом Афганистане к 1995 году экстремистское течение суннитов под названием "Талибан", щедро финансируемое и руководимое ЦРУ, при поддержке исламистов Пакистана завоевывает власть над большей частью территории, подкупив и запугав вождей местных племен".

Паренти подчеркивает, что последовавшее за триумфом талибов возвращение Афганистана в Средневековье не вызвалосущественного интереса лидеров Вашингтона, чья способность "договариваться" с Талибаном была общеизвестна. Газета The San Francisco Chronicle (10.02.2001) писала: "Еще в 1999 году правительство США выплатило годовую зарплату всем без исключения чиновникам правительства Талибана".

Все поменялось осенью 2001 года, когда президент Джордж Буш, оправдывая в глазах сограждан американские бомбардировки Афганистана, осудил "Талибан" за угнетение женщин.

"Весьма интересно то, что ни администрация Клинтона, ни администрация Буша никогда не помещали Афганистан в официальный список государств-спонсоров терроризма, несмотря на то что правительство талибов не скрывало факта укрывательства бен Ладена на своей территории, — подчеркивает Паренти. — Включение Афганистана в список стран-изгоев сделало бы невозможным достижение договоренности с Кабулом о строительстве трубопровода к среднеазиатским газовым и нефтяным месторождениям".

Политолог согласен с утверждением канадца Джона Райана о том, что если бы Вашингтон в 1979 году оставил в покое марксистское правительство Нур Мухаммеда Тараки, то "не случилось бы ни советской интервенции, ни разрушительной для Афганистана войны, ни Усамы бен Ладена, ни трагедии 11 сентября".

Вторжение США в Афганистан мало чем отличается от американских интервенций в Камбоджу, Анголу, Мозамбик, Эфиопию, Никарагуа, Гренаду, Панаму, считает Паренти. Оно преследовало цель помешать экономическим и социальным реформам; как и в других случаях, результатом интервенции стали приход к власти ретроградов, развал экономики, массовая гибель невинных людей.

"Современная война против Афганистана преподносится американскимиофициальными кругами как благородный крестовый поход против терроризма. Пусть так, — пишет Паренти. — Но одновременно с этим давайте помнить и о том, что в результате американской политики на афганском направлении пало прогрессивное левое правительство, завоеван контроль над крупнейшими на планете источниками топлива, в удаленном регионе мира появились американские военные базы".

О друзьях и врагах

Вашему автору очень хотелось бы, чтобы перевод фрагментов монографии Майкла Паренти попался на глаза тем, кто сегодня чуть ли не сокрушается по поводу смерти бен Ладена. Еще бы! На пути к мировому господству США и Израиля пала очередная твердыня… Современный российский антиамериканизм и обоснован, и справедлив, если помнить о трагедии Югославии, о том, как в незабываемые 1990-е Россией правил "вашингтонский обком", да если бы только об этом.

Вместе с тем, логика некоторых "аналитиков" "Враг моего врага — мой друг" в данном случае выдает припадочность. Им хочется напомнить, что бен Ладен в начале 1990-х непосредственно инспектировал боевиков "Аль-Каиды" на российской территории, то есть в Чечне.

Впоследствии его представляли эмиссары — Хаттаб, Абу аль-Валид аль-Гамиди, Абу аль-Хафс аль-Урдунни и другие, вплоть до убитого недавно Моганеда. Все они последовательно ликвидировались, и сегодня, если верить сводкам, на Северном Кавказе эмиссаров "Аль-Каиды" не осталось. Но есть еще остатки филиала "Аль-Каиды" в России — организация "Имарат Кавказ".

Да что там Кавказ! Пакистанский политик и авторитетный религиозный мыслитель Абу Маудиди, скончавшийся в 1979 году, так формулировал цель глобального джихада: "Ислам желает разрушить на лице Земли все государства и правительства, которые противостоят идеологии и программе Ислама — вне зависимости от нации и страны. Цель исламского джихада — разрушить неисламскую систему правления и создать взамен исламскую систему государственного правления". Ну просто какие-то "Протоколы исламских мудрецов"!

И в своем исламском глобализме Маудиди не одинок. (В контексте его слов интересно вспомнить заявление российского интеллектуала Гейдара Джемаля, прозвучавшее пару месяцев назад в ток-шоу "Поединок": "Ислам остается единственным фактором сохранения территориальной целостности России".)

Призывая на голову США исламские громы и молнии, "аналитики" следуют глупой и недальновидной логике американских спецслужб 30-летней давности. Они ведь тоже были уверены, что для борьбы с Советским Союзом хороши любые средства и любые союзники. Один из этих союзников недавно был уничтожен. Туда ему и дорога.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Станислав Варыханов
Станислав Варыханов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить